«Потому что денег больше неоткуда взять!»
Программа по модернизации теплоснабжения города Ставрополя вызвала много споров, разделив политическую элиту краевого центра на два лагеря – противников и сторонников. Что неудивительно: ее принятие, равно как и отклонение отразится не только на отрасли, но и благосостоянии населения.
О плюсах и минусах программы рассказывает генеральный директор ОАО «Теплосеть» города Ставрополя Вячеслав Киреев.
- Разработчики программы – питерские ученые и практики - на вопрос, есть ли у нее альтернатива, ответили двумя словами: коммунальная катастрофа. Сказано, конечно, сильно, но слишком похоже на рекламную уловку. Если отбросить излишнюю аффектацию, насколько эти слова соответствуют действительности?
- Могу вас заверить: сказанное не было преувеличением!
Сегодня 65% суммарной мощности котельных города имеют износ от 100 до 200%. То есть в ряде случаев срок эксплуатации превышен дважды! Износ тепловых сетей составляет более 70%.
Такая ситуация, во-первых, чревата авариями, устранение которых требует куда более значительных затрат, чем плановая работа по ремонту. И если до сих пор мы обходились без чрезвычайных происшествий, то только благодаря усилиям специалистов теплосети. Хотя по России были крупные аварии даже в Санкт-Петербурге и Москве. Государственная Дума России зимой осталась на несколько дней без тепла…
Но, как бы мы ни старались, потенциал «латания дыр» и в Ставрополе неизбежно закончится!
Во-вторых, сложившаяся ситуация самым непосредственным образом бьет по карману потребителей. Оборудование, установленное в 60-70 годах прошлого столетия, не отвечает современным требованиям эффективности. Так, например, разница в себестоимости производимого тепла по отдельным котельным отличается в разы: на одном объекте гигакалория стоит 600 рублей, а на другом — 2 тысячи.
Таким образом, если ничего не делать, то мы неизбежно получим аварийный сценарий развития, рост эксплуатационных издержек и как следствие - рост тарифа. Но, подчеркну особо, уже без достижения технологического эффекта! В итоге в недалеком будущем услуга по отоплению может стать не просто более дорогой, а вообще физически недоступной - ее будет нечем произвести.
- Верны ли и следующие заверения разработчиков: после проведенной реконструкции и модернизации тариф будет снижен? Каким образом это станет возможным?
- При разработке программы во главу угла ставилась задача не просто обновить фонды, но и исключить содержание за счет потребителя неэффективно работающей системы теплоснабжения и снизить стоимость тепловой энергии. В техническом задании, утвержденном депутатами городской Думы, была поставлена задача: повысить суммарный КПД всех котлов с 84% до 92%; снизить потери тепловой энергии в сетях с 11 до 8%; снизить нормы расхода энергоносителей на производство тепла и на собственные нужды котельных.
Все запланированные мероприятия программы, а их более 100, нацелены именно на это - повышение технологической эффективности системы, удешевление себестоимости производимого тепла. И, как следствие - снижение стоимости услуг для потребителя.
Так, если бы мы уже сегодня имели систему теплоснабжения, которую хотим получить после реализации мероприятий программы, то тариф для населения города был бы значительно ниже.
- И сколько лет нам ждать коммунального рая?
- Программа рассчитана на десять лет. Столь большой срок взят для того, чтобы равномерно и малыми частями распределить финансовую нагрузку.
- В этой связи самый главный и самый больной вопрос: а на чьи плечи ляжет эта нагрузка? Кто, собственно, будет оплачивать модернизацию системы теплоснабжения города Ставрополя?
- Законодатель четко прописал механизм реализации инвестиционных программ в сфере ЖКХ. Источником возврата заемных (банковских) средств являются инвестиционная надбавка к тарифу и плата за подключение к инфраструктурным сетям.
Таким образом, расплачиваться будем мы все: и население, и потребители, финансируемые из бюджетов всех уровней, и коммерческие организации.
- И сколько нам это будет стоить?
- По годам тарифная нагрузка будет различной. Прогнозный тариф на теплоэнергию для населения с учетом роста тарифов на энергоносители и с учетом инвестиционной надбавки составит в 2011 году 1395 рублей за Гкал. Для сравнения: ГУП «Крайтепло-энерго» отпускает населению в 2010 году теплоэнергию по тарифу 1720,44 руб. за Гкал.
Что касается непосредственно коммунальных платежей. В 2011 году инвестиционная надбавка «утяжелит» коммунальный платеж на 1 человека на 40 - 60 рублей - в зависимости от занимаемой площади квартиры. И это по самому пессимистичному сценарию!
Таким образом, с учетом инвестиционной надбавки рост тарифа в 2011 году для потребителей города составит 23,5%.
- Но есть четкая установка Правительства РФ: не допустить превышения 15-процентного роста коммунальных платежей для населения. Ставрополь возьмет на себя смелость стать исключением?
- Чтобы уложиться в указанный показатель – 15%, администрацией города будет предпринят ряд мер.
Во-первых, это привлечение более дешевых кредитов. Сегодня общий объем затрат на программу - 4 млрд рублей – подсчитан с учетом процентной ставки по кредиту в размере 15%. Но банкиры, с которыми велись переговоры, подчеркивали: как только программа будет утверждена и будут понятны условия возврата кредитов, стоимость кредита будет снижена. Опять же будет объявлен конкурс среди банков…
Привлечение кредитных средств под 10 - 11% годовых и выделение из бюджета города 2011 года на финансирование программы 50 млн рублей позволит снизить инвестиционную надбавку более чем в два раза!
Далее. Можно решить вопрос о субсидировании процентной ставки по кредитам, о дополнительной помощи из городского бюджета социально-уязвимым категориям. Ну и, конечно же, после утверждения программы мы сможем рассчитывать на поддержку из федерального и краевого бюджетов.
- Сказанное, конечно, обнадеживает. Но не снимает принципиального вопроса: а почему опять за счет населения? ОАО «Теплосеть» - коммерческое предприятие. Вы делаете бизнес, получаете прибыль. Ну вот и вкладывайте ее в модернизацию!
- Несмотря на то, что предприятие является коммерческим, его деятельность строго регулируется законом. В силу социальной значимости услуг по теплоснабжению, Региональная тарифная комиссия Ставропольского края при утверждении тарифа исходит из принципов минимизации затрат. Рентабельность у нас не превышает 2%.
Отмечу также, что мы не являемся собственниками. Мы пользуемся муниципальным имуществом – котельными, сетями - на правах аренды. При этом ответственность за обновление и модернизацию фондов, как и за аварийное его состояние, лежит на муниципалитете. Поэтому в тарифе нет прибыли на развитие. Но даже если бы администрация города возложила ее в договоре на нас, это неизбежно означало бы увеличение тарифа. Потому что денег больше неоткуда взять! Введенная в результате утверждения инвестиционной программы инвестиционная надбавка к тарифу и есть та самая дополнительная прибыль, которая пойдет на развитие. И оплачивать ее будут все потребители города.
- Уже известно, что ряд депутатов, причем это ключевые фигуры городской Думы, высказались против принятия программы. Означает ли это, что, скорее всего, намеченным планам не суждено будет сбыться?
- Нет, так категорически утверждать я бы не стал. Ведь именно депутаты поставили перед нами задачу: разработать инвестиционную программу по модернизации системы теплоснабжения города.
Сегодня идет активная работа в комитетах Думы. Мы разъясняем суть и механизмы реализации этой программы, а также возможные социальные и финансовые меры поддержки, которые позволят снизить инвестиционную составляющую тарифа.
Самое главное сейчас – донести до сознания депутатов, что другого пути нет. Ни в городе, ни в крае, ни в Москве нет ни одного кабинета, куда можно было бы зайти и получить два миллиарда рублей на модернизацию системы теплоснабжения одного города. Федеральный центр такие проекты поддерживает только на условиях софинансирования.
Инвестиционная надбавка к тарифу - это единственный инструмент. Многие депутаты в субъектах РФ этого не понимают, голосуя против инвестиционных программ. Надеюсь, что в Ставрополе этого не произойдет.
Виктория Байгулова.