Право на защиту
В этом материале мы хотели привлечь внимание читателей к достаточно громкому делу, которое расследуется краевым следственным комитетом. При том, что в СМИ на эту тему публикации появлялись неоднократно. Однако в них находила отражение лишь позиция следствия. Думается, это не вполне справедливо. Тем более что речь идет о руководителе достаточно серьезного уровня — главе администрации Александровского муниципального района Ставропольского края. В данной статье не будет сделано никаких выводов, но слово будет предоставлено всем сторонам. Тем более что до вынесения приговора судом у человека, которому предъявляют обвинение, должно быть право на защиту и возможность донести до общественности свою точку зрения на произошедшее.
Позиция следственного комитета
Сначала напомним суть дела. Для этого воспользуемся пресс-релизом краевого следственного комитета, размещенным на официальном сайте ведомства:
«Первым отделом по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Ставропольскому краю продолжается расследование уголовного дела в отношении главы администрации Александровского муниципального района, подозреваемого в злоупотреблении должностными полномочиями и мошенничестве с причинением значительного ущерба гражданину.
Следствием установлено, что в декабре 2008 года глава администрации, действуя в интересах своего знакомого, который подал заявление на участие в конкурсе по передаче в аренду земельных участков площадью 51 и 33 гектара, отдал устное распоряжение начальнику отдела имущественных и земельных отношений администрации отказать по любым основаниям ОАО «Пятигорский хлебокомбинат» в приеме заявления на участие в конкурсе по передаче в аренду указанных земельных участков. Начальник отдела имущественных и земельных отношений, понимая, что указания его непосредственного руководителя являются незаконными, подготовил письмо об отказе в приеме указанного заявление, причем по формальным основаниям, которое подписал у исполнявшего на тот момент обязанности главы - первого заместителя главы администрации, введя его при этом в заблуждение относительно законности содержания документа.
В результате ОАО «Пятигорский хлебокомбинат» к участию в конкурсе допущен не был, а земельные участки соответствующим постановлением были переданы в аренду знакомому главы администрации».
Кроме того, главу администрации обвиняют в получении 50 тысяч рублей от его знакомого за содействие в прекращении дела об административном правонарушении и возвращении водительского удостоверения. А заканчивается пресс-релиз так: «В целях недопустимости дальнейшего воспрепятствования производству по уголовному делу в суд направлено ходатайство об избрании главе администрации меры пресечения в виде заключения под стражу. Расследование уголовного дела продолжается».
Открытое письмо
Отстаивая свое доброе имя, глава Александровского муниципального образования Николай Савин направил открытое письмо в адрес губернатора и прокурора края, а также в средства массовой информации. Думаю, что и нашим читателям стоит с ним ознакомиться, а то в официальной версии следственного комитета все очень уж однозначно. А все мы сможем вспомнить не один пример того, чем порой оборачивается такая стопроцентная, на первый взгляд, уверенность. Итак, вот что пишет Николай Александрович:
«Вынужден обратиться с открытым обращением, поскольку в средствах массовой информации по инициативе пресс-службы СУ СК при прокуратуре РФ по Ставропольскому краю в настоящее время развернута целая кампания по дискредитации моего имени. Цель такой кампании – попытаться сломать меня, как гражданина, отстаивающего свои права и законные интересы, а также представить меня перед жителями района и Ставропольского края в целом как закоренелого преступника, вставляющего «палки в колеса следствию», как это указано в одной из публикаций.
Удивительно упорство, с которым следственные органы не желают замечать самые очевидные вещи! Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела № 18612 от 13 марта 2009 года, по моему указанию 5 декабря 2008 года в администрации якобы незаконно отказали в приеме документов ОАО «Пятигорский хлебокомбинат» на участие в конкурсе по передаче в аренду земельных участков.
Все бы хорошо, да только я в этот период находился в отпуске и не мог давать указания подчиненным, документы ОАО «Пятигорский хлебокомбинат» были приняты для рассмотрения администрацией (а не отказано в приеме, как это утверждает следствие), рассмотрены и возвращены в связи с отсутствием указания в заявлении цели использования земельных участков, а также ненадлежащего оформления приложенных документов. Правильность такого решения администрации подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14 мая 2009 года.
В чем же моя вина? Мое желание бороться и доказывать невиновность тут же было «оценено» следствием. Вот тебе новое уголовное дело № 10203 от 8 мая 2009 года по признакам халатности. По версии следствия, я из-за недобросовестного отношения к службе должным образом не осуществил контроль за расходованием бюджетных средств Александровского муниципального образования, выделенных ГУП СК «ЖКХ Александровского района» на выполнение санитарных работ по полигону твердых бытовых отходов.
Якобы работы фактически в 2008 году не выполнялись, а деньги были похищены должностными лицами ГУП СК «ЖКХ Александровского района».
Моему возмущению не было предела. Хотелось кричать: люди, вы хоть думаете, что пишете! ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Александровского района» выполняет такие работы с 2005 года (контракты заключались еще при прежнем главе администрации), и каких-либо претензий по качеству и объему выполняемых работ не поступало.
За 2008 год полигон ТБО принял и захоронил 43 756 куб. м промышленных и бытовых отходов в соответствии с договорами на вывоз отходов с организациями и гражданами и доставленные гражданами самостоятельно. Это порядка 730 железнодорожных вагонов, что составляет около 40 железнодорожных составов!
Да если бы ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Александровского района» не выполняло указанные работы, как утверждает следователь, то куда бы они делись? Ведь в районе нет второго полигона ТБО. Имел ли следователь понятие о санитарно-эпидемиологической обстановке в районе? Ведь в случае остановки работ на полигоне хотя бы на неделю произошел бы моментальный всплеск инфекций, засорение прилегающей к домовладениям территории и производственных площадей на предприятиях района. Это же очевидные вещи! Жители района ходили бы по колено в мусоре и бытовых отходах!
Вот и новый вопрос, если, по версии следствия, работы по утилизации отходов не выполнялись, куда делся мусор и кто его вывозил? А в чем проявилась моя халатность, как главы администрации муниципального образования?
Поэтому неудивительна реакция следствия на мои возражения. А, так ты еще возмущаешься, оправдываешься! Вот тебе еще одно уголовное дело № 99533 от 9 сентября 2009 года.
Теперь я уже мошенник, который у своего знакомого взял в январе 2009 года 50 000 рублей, чтобы передать их судье за прекращение производства по делу об административном правонарушении, а на самом деле эти деньги присвоил. Я дал исчерпывающие показания о своей невиновности и как следствие – сразу же попытка меня изолировать от общества.
Причем все средства в этом деле хороши. Я находился на стационарном лечении в Александровской центральной районной больнице и 21 сентября 2009 года был направлен в Ставрополь для консультации по вопросу дальнейшего лечения. По возвращении в село Александровское меня «пригласили» приехать к следователю. Фактически я был задержан без составления протокола сотрудниками милиции и доставлен в город Ставрополь. В кабинете произвели задержание, мотивируя это тем, что я якобы оказываю давление на свидетелей и потерпевших.
Доводы о том, что я инвалид 3-й группы, нахожусь на стационарном лечении, своевременно являюсь по вызову следствия и не препятствую производству по уголовному делу объективно воспринял только суд, который своим постановлением от 22 сентября 2009 года отказал в избрании мне меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако в районную больницу я так и не смог вернуться, поскольку по сообщению правоохранительных органов был из нее уже выписан.
У меня только один вопрос: если я уж якобы обманул человека в январе 2009 года, то почему об этом вспомнили только спустя
9 месяцев?
Теперь мне остается только ждать возбуждения очередного уголовного дела.
Понимая, что это может продолжаться бесконечно, я убедительно прошу взять на личный контроль расследование перечисленных выше уголовных дел, объединенных в одно производство под № 18612, и проверить законность и обоснованность их возбуждения.
Я очень хочу, чтобы мое открытое обращение было опубликовано в средствах массовой информации, поскольку изложенная в отношении меня в прессе по инициативе пресс-службы СУ СК при прокуратуре РФ по СК информация крайне негативна и не соответствует фактическим обстоятельствам дела».
Точка зрения адвоката
С юридической точки зрения ситуацию прокомментировал адвокат Николая Савина Сергей Шишов:
«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является одной из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации.
Одним из основных принципов правосудия является принцип презумпции невиновности, закрепленный в статье 49 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым виновность лица в совершении преступления подлежит доказыванию и должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда.
По крайней мере, вызывает недоумение, если не сказать жестче, несоблюдение требований закона со стороны «ока государева» в лице пресс-службы СУ СК при прокуратуре РФ по Ставропольскому краю в части предоставления в средства массовой информации в отношении Савина Николая Александровича недостоверной информации. Несмотря на то, что расследование осуществляется с марта 2009 года, Савину Н.А. так и не предъявлено обвинение в совершении какого-либо преступления. Таким образом, утверждения об обратном в публикации «В злоупотреблении должностными полномочиями обвиняются два чиновника Александровского района» (газета «Ставропольская правда» от 20 марта 2009 года) со ссылкой на сообщение пресс-службы СУ СК при прокуратуре РФ по Ставропольскому краю – не соответствуют действительности. Крайне некорректно и высказывание в других публикациях о том, что якобы Савин Николай Александрович «посулил», «подмазал», «оказал давление» и т.д.
Все вышесказанное позволяет стороне защиты говорить о том, что у следствия нет бесспорных доказательств, подтверждающих виновность моего доверителя хотя бы в части из того, что так красиво расписано в газетных публикациях.
Я надеюсь, что с учетом собранных по делу доказательств уголовное преследование в отношении Савина Николая Александровича будет прекращено».
Позиция краевой власти
Конечно, данная статья была бы не полной, если бы не содержала позицию краевой власти по поводу происходящего. По просьбе корреспондента газеты «Вечерний Ставрополь» ее высказал заместитель председателя правительства Ставропольского края Василий Балдицын: «В последнее время в СМИ появилось достаточно много материалов, исходящих от следственного комитета, в отношении главы Александровского района. Конечно, дело этого ведомства — разобраться в том, в чем оно обвиняет руководителя района. Но вызывает определенные сомнения столь активное привлечение внимания общественности к делу, которое, собственно говоря, еще не нашло своего разрешения. При этом мнение противоположной стороны никоим образом не учитывается. Пресса уважает тайну следствия, и получается несколько однобокий подход. А ведь мы уже неоднократно сталкивались со случаями, когда очень громко говорилось о том, что какого-то человека на том-то поймали, в том-то уличили, а в итоге все заканчивается, извините, «пшиком». Хотелось бы впредь избегать таких ситуаций. Только, когда выводы неопровержимые, тогда и стоит давать материалы в средства массовой информации. Ведь исправлять несправедливость гораздо сложнее, чем ее допустить. Позиция правительства края такова — безусловно, в дела следствия мы не вмешиваемся. Если глава в чем-то виновен, то дело решится в судебном порядке. Однако методичность, с которой идет информация о каких-то новых злодеяниях этого человека, вызывает недоумение. От себя лично, как от юриста с достаточной практикой и человека, который много работал с пресс-релизами различных силовых ведомств, скажу — аргументы, изложенные в материалах пресс-службы следственного комитета, у меня, будь я главным редактором газеты (стоит напомнить, что Василий Вячеславович долгое время руководил «Ставропольской правдой». - Прим. автора), вызвали бы определенные сомнения. Кто-то что-то кому-то сказал, пообещал и так далее. Насколько мне известно, Николай Савин находится в предпенсионном возрасте. После таких потрясений людям, как правило, хочется покоя. А излишний ажиотаж вокруг этого дела вряд ли идет на пользу Ставропольскому краю. Тем более что вина главы Александровского района пока не доказана».
На этом вполне можно и поставить точку. Конечно, только в статье — комментировать ситуацию автор не собирается. В деле же это право на окончательное решение дано лишь суду. Его и дождемся. А пока оно не состоялось, то никакие самые авторитетные правоохранительные органы не могут отказать обвиняемому в праве на защиту.
Олег Чесноков.