Преданные Родиной
Станислав МаслаковНесколько лет назад российские власти объявили программу возвращения соотечественников. Под неё выделили средства, устроили пиар в СМИ и… в итоге вышел пшик. Количество вернувшихся и легализованных русских измеряется тысячами, а не миллионами. И виновато в этом само государство. Вот лишь две истории, которые замечательно иллюстрируют: как на самом деле Россия «ждёт своих сыновей».
История 1. Виктор
Десятилетним мальчиком Виктор Филатов переехал в Узбекистан. В далёком 1969 году это было в порядке вещей, никто и представить не мог, что великая страна развалится на части, и десятки, если не сотня, миллионов её граждан в одночасье окажутся иностранцами на своей же земле. Впрочем, трагедию государственную Виктор перенёс стойко. С женой и двумя сыновьями он остался жить в узбекском городе Кувсанай. Но время шло, сыновья выросли и уехали в Ташкент. А супруга скончалась. Тяжело стало одному в пустом доме, в чужой стране, где даже по-русски уже почти никто не говорит. На выручку пришёл двоюродный брат: предложил переехать к нему в Краснодарский край. Недолго думая, Виктор согласился. Он продал дом и отправился на историческую Родину.
Но на этом история злоключений нашего героя только начинается. Так сложилось, что брат его не принял. Даже на порог не пустил. Пока родственники выясняли отношения, у Виктора пропали документы. В одночасье он оказался и «БОМЖом» (напомню, расшифровывается как «Без определённого места жительства») и «НеГром» (не гражданин, лицо без гражданства). Так и мотался он между Краснодаром и Ставрополем, ночуя в службах соцзащиты, пытаясь найти хоть какую-то работу и восстановить документы. Которые, к удивлению, нашлись через два года.
Окрылённый находкой, Виктор поспешил в миграционную службу Ставропольского края, дабы скорее поменять новообретённое гражданство с узбекского на российское. Там ему сказали, что всё хорошо, но формальности ради нужно поставить в паспорте отметку о пересечении границы. Где – неважно, на любом пункте контроля. Виктор поехал на границу с Украиной. Но там его обвинили в нарушении миграционного режима, аннулировали печать с визой и отправили восвояси. Вернувшись в Ставрополь, он заплатил штраф, а в миграционной службе всё равно настаивали, что он должен пересечь границу для своей легализации на земле русской. Не вышло с Украиной, значит, езжай к Азербайджану. Делать нечего – поехал туда. Но пограничник, долго изучавший его документы, вдруг заявил: у вас седьмой страницы в паспорте не хватает. А посему он вообще недействителен.
Так и мыкается русский чужеземец Виктор Филатов с недействительным паспортом гражданина Узбекистана, застрявший между двух осколков своей бывшей Родины. Возвращаться в азиатскую республику он не хочет, да и никто его там не ждёт. А Россия, несмотря на трёп властей и фиктивные программы возвращения соотечественников, на деле никакой заинтересованности в этом не проявляет.
История 2. Артур
Да пусть не смущает вас имя, Артур Момот – чистокровный украинец. Или русский. Он так и не определился. Родился в Донецке. В 1992 году перспективы голодной жизни в новоиспечённой «Незалэжной» заставили его мать переехать в Зеленокумск. Условия в умирающем ставропольском городишке вряд ли были намного легче, чем в украинском мегаполисе. Но здесь хотя бы помогала родня. Они купили полдома на окраине и зажили вдвоём тихой провинциальной жизнью. А через три года мама умерла от рака. Родственники не захотели возиться с десятилетним сорванцом, и его отправили в детский дом в Ставрополь.
Надо сказать, в те времена детдом на Трунова был не худшим уделом для сироты. Жили его обитатели не в палатах, а в некоем подобии квартир, во вполне приличных условиях. Многих приезжали усыновлять иностранцы. На Артура тоже «положила глаз» одна парочка из США. Но отношения не сложились: не видел он своего будущего в Америке. Как оказалось, не зря: в итоге никого они так и не усыновили, только нервы потрепали. А Артур, как только отучился в 9-м классе, внезапно решил: возвращаюсь домой! Парню 16 лет, имеет право – посчитали в детдоме. Отправили его в Зеленокумск, устроили доучиваться в тамошнем ПТУ, помогли обжиться…
Одно они не учли: в 16 лет у парня не было паспорта. Вот как-то упустили они этот момент. Артур спохватился, пошёл в местный паспортный стол и с удивлением узнал, что не всё так просто. Мол, родился ты на Украине, переехал уже после распада страны, значит, не быть тебе гражданином РФ. Разумеется, проблему можно было решить за определённую мзду. Но откуда у сироты деньги на взятку? В итоге выдали ему зелёное удостоверение «Лица без гражданства» с перспективой через несколько лет получить вид на жительство и ещё спустя какое-то время – паспорт.
Отучившись, Артур вернулся в Ставрополь: в Зеленокумске с работой что тогда, что сейчас чуть менее, чем никак. Здесь он отправился в паспортно-визовую службу, где ему сообщили, что удостоверение его «ЛБГ» просрочено, да и вообще в зеленокумском паспортном столе неправильно всё сделали. И теперь вместо долгожданного вида на жительство он должен заплатить штраф и по второму кругу получить зелёное удостоверение «НеГра». Только без действительного удостоверения личности перечислить штраф через банк оказалось невозможно, как и собрать необходимые справки.
Пошёл в детский дом: мол, вы проморгали этот момент, поучаствуйте хоть сейчас. Помочь бывшему воспитаннику нехотя, но согласились. Но даже тамошние юристы оказались бессильны: раз получил удостоверение «ЛБГ», придётся ждать. Ходил он и к уполномоченному по правам человека Селюкову. Тот пообещал помочь, если ОВИР письменно откажется оформлять документы. Но они не отказываются. Они просто спускают на тормозах. Так наш герой попал в западню, из которой не может выбраться уже несколько лет.
Виктор и Артур – далеко не единственные, кто столкнулся с равнодушием миграционных служб, затягивающих человека в бесконечную бумажную волокиту и предлагающих странные схемы легализации. Это тех, у кого всё прошло быстро, легально и бесплатно, можно пересчитать по пальцам, во всяком случае, судя по отзывам в интернете и личным разговорам.
Разумеется, если заплатить кому нужно, то навстречу пойти могут. А без этого - никак. Может, будущих граждан «эрэфии» так приручают к порядку отношений в нашей стране? Мол, у нас всё через это место делается. А тем, у кого денег на взятки попросту нет и уж тем более тем, кто не хочет принимать эту систему отношений, тут делать нечего.
P.S. Если вы или ваши знакомые столкнулись с проблемой оформления российского гражданства – пишите в нашу газету. Равно как и юристы, способные помочь в этой ситуации. Рано или поздно мы вместе заставим чиновников шевелиться.