Предчувствие озарения
Елена Павлова
Люблю бывать в театре накануне открытия. Ощущение, что на час-другой возвращаешься в детство — в трепетное ожидание новогоднего праздника, когда с замиранием сердца заглядываешь во все укромные уголки, надеясь найти чудесный подарок от Дедушки Мороза. Вот и в преддверии открытия сезона, до которого осталось всего несколько часов, есть что-то такое — предновогоднее. Театр в эти дни как большой сказочный дом, в каждом уголке которого затаилось чудо — какую дверь ни открой...
За одной дверью скрывается до времени целая эскадра фрегатов с высокими мачтами и флагами на реях. А чуть поодаль от них, кокетливо опершись на стол рукой, посверкивает искрящейся на солнце чешуей изумрудного хвоста самая настоящая русалка.
... Множество ракушек и раковин. Одну из них, самую большую, дабы ее мог запечатлеть наш фотокор, пришлось поддерживать с обеих сторон двум милым женщинам — завпосту и завлиту театра Наталье Шевяковой и Гелене Луганской.
Наталья Ивановна Шевякова как раз за всю эту красоту и отвечает, она координирует работу всех театральных цехов, которые в преддверии открытия сезона трудились над этим сказочным таинством от зари до зари.
«Русалочка» по пьесе Разумовской переживает на сцене Ставропольского академического театра драмы второе рождение. Первый спектакль прожил здесь 17 счастливых лет — так что первые его юные зрители впоследствии приходили смотреть его вместе со своими детьми... Несколько лет назад с «Русалочкой» расстались, но, как выяснилось, ненадолго. Не хватало и актерам, и зрителям этой удивительной сказки о любви и верности... И вот спектакль возвращается — с новыми исполнителями главных ролей, новыми костюмами и декорациями, но все с тем же светом искренности, открытости и добра, которыми жила и дышала первая, так любимая маленькими и взрослыми зрителями «Русалочка».
Встречу с ней готовили очень много людей. Одна из них — заведующая костюмерным цехом Татьяна Яковлевна Спивак. В момент нашего прихода она аккуратно отглаживала утюгом фалды шитого золотом пурпурного убранства. Это платье королевы. А вообще только на «Русалочку» шилось более пятидесяти костюмов — принцев, принцесс, птичек, рыбок...
– Сказка, наверное, для цехов — вещь очень трудоемкая?- спрашиваю я.
– Любой спектакль трудоемкий, - улыбается Татьяна Яковлевна. - Посмотрите на костюмы - здесь ведь в основном ручная работа.
... Это действительно трудно назвать деталями костюма или аксессуарами: тонкие цветы-аппликации, золотое шитье, мерцающие огоньками десятков фонариков шляпы...
Сказка — это чудо, а чудеса бывают неподвластны даже самым умным машинам и станкам. Они творятся руками и сердцем...
Профессия постижера, например, полностью «ручная». Заведующую гримерно-постижерным цехом Анастасию Филиппченко мы застали как раз за работой. Она «колдовала» крючком с подцепленной на него прядкой волос над всклокоченным париком. Прядка осторожно проводится через ткань, закрепляется с внутренней стороны маленьким узелком. Все, последний штрих сделан... Кропотливая работа.
А сколько времени уходит на изготовление одного парика? - спрашиваю я.
Около двух недель, иногда больше...
К началу сезона гримерно-постижерный цех готовил четыре парика на спектакль «My darling Pamela», на «Русалочку» - семь...
Целых три подарка к началу сезона подготовил театр для своих зрителей: и для детей, и для тех, кто чуть-чуть старше, и для взрослых. Заслуженный деятель искусств России Валентин Бирюков выводит в новую жизнь «Русалочку» и заканчивает репетиции спектакля «My darling Pamela»(«Ах, как бы нам пришить старушку») с народной артисткой РФ Натальей Зубковой в главной роли. Пусть тех, кто не знаком с творчеством Д.Патрика, не отпугивает слово «пришить» в названии пьесы. Во-первых, оно авторское. А во-вторых, спектакль-то на самом деле — о добре, о любви, о потребности быть любимым и необходимым другим людям. В нем много иронии, много открытий и откровений. Вы будете смеяться и смахивать слезы. Есть в этом спектакле то, что очищает душу. Я вижу, с каким интересом, с каким азартом работают актеры, - говорит директор театра Евгений Луганский. - Поэтому уверен, что спектакль получится интересным. Еще один подарок готовит народная артистка России Наталья Зубкова для молодежи. Это спектакль по пьесе Мамлина «Эй ты, здравствуй!». Для студентов третьего курса актерского отделения факультета искусств СГУ Ольги Буряк и Дениса Криштопова это не только дебют в главных ролях, но и своего рода дипломная работа. Эта пьеса уже когда-то была в нашем репертуаре, зрители этот спектакль любили. Он — о первой любви, чувстве, которое остается в душе каждого человека на всю жизнь, что бы ни происходило в его судьбе... Я считаю выбор пьесы правильным... «Чувства добрые я лирой пробуждал», - писал Александр Сергеевич Пушкин... И в этом смысле надо думать о молодежи. В душах молодых пустоты не бывает — если не будет добрых чувств, она обязательно заполнится другим...
Евгений Иванович рассказал не только о спектаклях, которыми театр порадует зрителей уже осенью. Разговор был о том, что сезон грядущий нам готовит. А готовит он, по традиции, долгожданные новогодние сюрпризы для малышей с красочным веселым шоу у праздничной елки и волшебной сказкой «Аленький цветочек» на сцене. Причем создавать эти сюрпризы будут прекрасные дамы: режиссерами шоу выступают актрисы Ирина Баранникова и Елена Днепровская, а сказку будет ставить выпускница режиссерского факультета Российской академии театрального искусства Виктория Звягина. Труппа театра с нетерпением ждет окончания длительного согласовательного процесса по приглашению режиссера на постановку «Горя от ума» Грибоедова. А заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков порадует зрителей еще одной постановкой — в спектакле по пьесе Айвона Менчелла «Девичник над вечным покоем» будут заняты ведущие актрисы театра. - Мы ощущаем потребность людей видеть именно современные пьесы, - говорит Евгений Луганский. - Человек приходит в театр, только если театр чувствует его болевую точку — то, что тревожит людей, волнует и болит — именно сейчас... Для этого театр и существует. Если говорить о том, как строится репертуар, то нас волнует человек во всех его проявлениях, его душа, его внутренний мир. Поэтому мы ищем современные пьесы, в которых есть внутренний свет и добро. Если пьеса задевает человека за живое — она пользуется успехом, потому что отзывается в сердцах зрителей. В этом и есть предназначение театра. «Женщина без границ», «Дон Сезар де Базан» - самые посещаемые спектакли прошлого сезона, потому что в них есть или покаяние, или раскаяние. Есть озарение... Это очень важно. Плохо человеку на душе, а он приходит в театр, и происходит очищение — озарение... Мы проповедуем живой театр. ... И живой театр действительно отзывается в сердцах зрителей. Вот только-только труппа вернулась с гастролей по КМВ. Играли в Пятигорске, Железноводске, выезжали в Новопавловск. И везде — полные залы. Полный отклик... А в день расставания, когда гастроли заканчивались, был не просто аншлаг. Перед началом спектакля уже за 150 - 200 метров от главного входа люди спрашивали спешащих в театр зрителей, нет ли лишнего билетика... Это опять-таки говорит о том самом отклике, который Ставропольский театр драмы имени Лермонтова действительно находит в сердцах зрителей. Сцена не терпит фальши, это рентген. В театр ходят, если ему верят. Нашему театру зритель верит абсолютно... До открытия сезона остается несколько часов. А потом погаснет свет в зрительном зале, дрогнет и двинется в стороны бархатный полог занавеса. И зрители вместе с героями чеховской «Чайки» вновь проживут их драму. В режиссерской трактовке нашей «Чайки» главное — любовь. Мечтой о ней живут все герои, а она рушится — у каждого по-своему... В жизни каждому человеку приходится хоть один раз пережить это... Но мечта о любви все равно остается — она как точка соприкосновения и сопереживания, как искра, с которой начинается озарение... Вот и идут люди в театр вновь и вновь — за искренностью, за светом, за озарением. Фото Александра ПЛОТНИКОВА