Премьера. В воздухе пахнет «Грозой»
Ольга МетёлкинаВ театре-студии «Слово» под руководством заслуженного артиста России Владимира Гурьева идут последние приготовления к премьере. 13-й театральный сезон в городском Дворце детского творчества начнется с «Грозы» А. Островского.
Режиссер, зачастую синтезировавший в своих постановках пьесы разных авторов, соединявший героев разных эпох, на сей раз В. Гурьев предлагает зрителям классическую пьесу практически в «чистом виде». Ту самую «Грозу», которую, как правило, «проходят» в школе раз и навсегда. Купеческий быт, семейный домострой, условности и пережитки – казалось бы, что может быть интересным сегодня в пьесе, впервые поставленной в московском Малом театре 146 лет назад?..
Гурьев вчитался в Островского по-новому и увидел свою «Грозу»:
— Это пьеса на уровне Шекспира. Мы даем зрителю возможность задуматься о свободе человеческого духа. И, конечно, о любви. Любовь и долг – извечная тема. А остальное – это сюжет, в котором живут герои.
Любовь не чужда никому в спектакле: Катерина (Анна Куликова) любит Бориса (Григорий Лайко), Варвара (Екатерина Белименко) – Кудряша (Михаил Сагалаев), и даже Кабаниха (Юлия Пересыпкина) флиртует с Диким (Евгений Пересыпкин). Любовь и несвобода не могут сосуществовать в одном пространстве. А несвобода ощущается во всем. Она изначально лежит в основе отношений Катерины и Тихона. Быть может в других условиях между ними могли возникнуть другие чувства, но только не под пристальным домостроевским оком властной свекрови.
Необычен облик Кабанихи в постановке В. Гурьева. Несколько неожиданно в этой роли видеть Юлию Пересыпкину. В ее исполнении Кабаниха вовсе не громоздкая мрачная толстуха, а деловая стильная женщина, хрупкая и внешне привлекательная. Несмотря на это, Юлии удалось раскрыть образ, ставший нарицательным. Единовластная хозяйка в доме, она знает, как правильно следует поступать, она хочет, чтобы дети чтили дедовские законы.
Катерина бьется как птица в клетке, мучаясь сомнениями, тревогами и мрачными предчувствиями. Она не может соединить любовь к Борису и долг перед хоть и не любимым, но все-таки мужем, однако делает попытку «жить, как положено» — Катерина просит Тихона взять ее с собой, надеясь на то, что вдали от свекрови пробудится в муже и в ней самой желанное чувство.
Интересно, как зрители примут спектакль. Откроют ли они «Грозу» по-новому? Захочется ли им перечитать пьесу, «пройденную» по школьной программе? Наверное, во многом это зависит он режиссерского замысла и актерской игры.
Кстати, в Академическом театре драмы имели Лермонтова открытие сезона тоже связано с именем А. Островского, сейчас там идут последние репетиции «Бесприданницы». Такие совпадения не бывают случайными. Классический репертуар сегодня остро востребован, зритель уже стосковался по хорошей драматургии. Поэтому обращение к А. Островскому, на мой взгляд, стало очень своевременным. Так ли это, мы увидим, заглянув в зрительный зал. А пока, до встречи на премьере в театре-студии «Слово» 10 октября.