«Препараты принимать пожизненно…»
Лариса ДенежнаяВ минувшую пятницу на вопросы читателей по «прямой линии» отвечала главный врач краевого эндокринологического диспансера, главный эндокринолог края Елена Семеновна СЛАВИЦКАЯ.
Телефон не умолкал. И наша «прямая линия» вышла за рамки отведенного времени, за что большое спасибо Елене Семеновне. Она внимательно выслушивала больных – а это, как правило, диабетики со стажем и серьезными проблемами в здоровье, то и дело спрашивая: «Чем мы можем помочь?»
По-прежнему людей больше всего волновали проблемы доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения.
- По направлению шестой поликлиники я обратилась в ваш диспансер. Сдаю анализы – через полтора месяца получаю результат. А за деньги – в течение двух часов. Вчера пришла к врачу Горшковой – у нее ни одного человека. В регистратуре же говорят, что запись к доктору уже на март. Врач меня все-таки приняла, спасибо ей, это прекрасный, душевный человек. Но что же получается: есть деньги – врач примет, а нет – жди месяц?
- Законом об обязательном медицинском страховании предусмотрено ожидание пациентов на плановое лечение и прием. Так что наше учреждение в этом смысле ничего не нарушает. Если у доктора нет больных в кабинете, возможно, кто-то записался на прием, но не пришел. Такое часто бывает. К тому же доктор просто так не сидит без дела, он занимается оформлением медицинской документации, которой очень много.
Запись на прием к эндокринологам в нашем диспансере идет за месяц вперед, раньше больным приходилось ждать по два-три месяца. Сейчас приступили к работе врачи, которые находились в декретных отпусках, так что прием идет во всех кабинетах. Но поток больных такой огромный, что у врачей – колоссальная нагрузка. Только в Ставрополе – семь тысяч больных сахарным диабетом, а в крае – свыше 56 тысяч. Кстати, ежедневно каждый врач принимает как минимум пять человек по дополнительным талонам, сверх установленной нормы. Выписка «льготных» рецептов, прием «экстренных» больных, беременных, призывников по направлению военкомата, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны идет без предварительной записи.
Что касается платных услуг, то наш диспансер оказывает их в очень небольшом количестве. Если пациент не хочет ждать месяц, он может попасть на прием к врачу на платной основе. Но это личный выбор конкретного человека.
- Я болею диабетом с 1988 года. Недавно лежала в третьей горбольнице, в отделении диабетической стопы, где меня подлечили. Сейчас и уровень сахара в крови небольшой. Но появились другие проблемы. Я думаю, что сахарный диабет поражает нервную систему. Страшно мерзну, через поры выделяется жидкость. Поэтому второй месяц не выхожу на улицу. Это меня страшно беспокоит...
- По телефону трудно установить диагноз. Вам нужно обследоваться. Возможно, ваши проблемы не связаны с сахарным диабетом. Я вас приглашаю в диспансер на консультацию в удобное для вас время.
- Я стою на учете в диспансере уже восемь лет, инвалид 3 группы. Скажите, пожалуйста, есть ли возможность попасть в профильный санаторий в г. Ессентуки?
- Если вы не отказались от соцпакета, то вопрос решается просто. Приходите на прием к лечащему врачу, пройдите необходимые для этого обследования, вам оформят направление для санаторно-курортного лечения и в Фонде социального страхования вас поставят на очередь для получения путевки.
- Я «сижу» на манниниле. Принимала и такой препарат, как глибомет. Он будет в социальной аптеке? Вроде бы в этом году обещали, что будет лучше с лекарствами. А то маннинил вызывает большой аппетит.
- Вы, наверное, знаете, что финансирование программы дополнительного лекарственного обеспечения для инвалидов идет с учетом подушевого норматива – на медикаменты выделяется 417 рублей. Эта сумма, конечно же, не покрывает всех расходов «дорогостоящих» заболеваний. Например, средняя стоимость лечения для инсулинозависимых больных – 2 – 3 тысячи рублей в месяц, поэтому есть проблемы.
Я могу сказать, что все препараты для наших пациентов заказаны, поставки идут согласно договорам. Глибомет – очень востребованный препарат. И, откровенно говоря, его не всем хватает. Сейчас глибомет социальная аптека получила. Можете прийти в диспансер и выписать рецепт. Что касается маннинила и глибомета, то их выпускает один производитель. Последний – комбинированный препарат, в котором содержится маннинил, который вы принимаете, и метформин. Его можно заменить другими лекарствами. К примеру, принимать вместе маннинил и сиофор. Обратитесь к доктору, и он вам назначит нужное сочетание доз препаратов. Для снижения аппетита и лечения инсулинорезистентности, конечно же, нужен второй компонент – метформин. И вы решите проблему, которая у вас есть.
- Я – пациентка вашего диспансера. У меня вопрос по поводу лекарств. Как правильно: сначала выписать рецепт и потом идти в аптеку или узнать в аптеке, есть ли препарат, после чего выписывать рецепт? А то звоню в аптеку, а мне говорят: мол, наличие лекарств - это информация для врачей. Прихожу к доктору. А он: спросите в аптеке, есть ли лекарство, тогда выпишу рецепт.
- Чтобы больных зря не гонять, не переписывать заново рецепт, конечно же, нужно знать, есть ли в аптеке лекарство. Социальная аптека должна вам давать такую информацию. Мы решим эту проблему.
- Я – человек не ходячий. У меня большие проблемы со здоровьем. Хочу с вами посоветоваться. Наблюдает меня терапевт, периодически сдаю кровь на сахар. Динамика хорошая. В июне 2006 года содержание глюкозы было 7,1, а в декабре 2007 года – 5,3. Но вот в последнее время я полнею. У меня бывает сильное голово-кружение. Теряю сознание. У меня родная сестра болела диабетом в тяжелой форме.
- Видимо, анализы крови, о которых вы мне сказали, взяты натощак. По ним нельзя поставить диагноз «сахарный диабет», но нельзя его и опровергнуть. Нужно проверить сахар несколько раз, и, что особенно важно, через два часа после приема пищи. Учитывая то, что у вас отягощенный семейный анализ – сестра болела диабетом, можно предположить, что у вас тоже он появился. Так как вы – лежачая больная и не можете приехать к нам в диспансер, вызовите участкового терапевта для уточнения диагноза. Мы сейчас проводим учебу для терапевтов, знакомим их с клиникой заболевания, рассказываем, как вести наблюдение за больными сахарным диабетом. Я бы порекомендовала вам ограничить употребление продуктов, содержащих быстродействующие углеводы (сахар, конфеты, сладости).
- А у вас эндокринологи консультируют на дому?
- К сожалению, только на платной основе. Выезд врача стоит 200 рублей. Сюда входит и обследование. Врач выезжает с аппаратом, измеряет уровень сахара в крови. Если есть необходимость и возможность, выписывает препараты на дому.
- Я удалила щитовидную железу. Сейчас – на элтироксине. Говорят, что после операции поправляются. Можно ли этого избежать?
- После удаления щитовидной железы возникает послеоперационный гипотереоз. Это связано с отсутствием органа, который вырабатывает гормоны. Восполнить этот дефицит помогает прием гормональных препаратов. Задача врача - подобрать правильную дозу лекарства. Она у каждого индивидуальная. Чтобы понять, правильно ли подобрана доза, нужен контроль с помощью гормональных исследований. Прием препаратов снижает риск прибавки веса. Если поступление гормонов в организм недостаточно, снижаются метаболические процессы. Отсюда и прибавка веса, отеки. Снижается и память, появляется выраженная сухость кожи, зябкость. Это все симптомы гипотереоза. Но его можно лечить и привести гормоны в норму. Лечение прерывать нельзя. Препараты принимаются пожизненно.
- Я – после второго инсульта. Лежачая. Сейчас меня обслуживает социальный работник. Она получает лекарства. Мне выписывают инсулин хумулин, по короткой и продленной схеме. Но дело в том, что я плохо вижу, абсолютно не владею руками. Колоться сама не могу. Мой 78-летний муж мучается со мной.
- Я поняла вашу проблему. Вам нужна шприц-ручка. Это приспособление, когда не нужно постоянно набирать инсулин. Нужно написать заявление и нам передать. Пусть ваш социальный работник приедет к нам, чтобы его обучить, как пользоваться шприц-ручкой. Мы готовы вам помочь.
- Мне приходится часто бывать в вашем диспансере. Очередь в процедурный кабинет огромная. Работает в нем одна медсестра. Специалист она прекрасный. Но неужели нельзя взять еще одного работника?
- Вы правы. Очередь в процедурный кабинет большая. Наша медсестра, Софья Петровна, каждый день принимает до ста больных за два с половиной часа. Нагрузка большая. Но по санитарно-гигиеническим нормам в одном кабинете не могут работать одновременно два специалиста.
- Но ваш диспансер – краевое учреждение. И ему нужны более достойные помещения…
- Вы, наверное, заметили, что в диспансере сделали хороший капитальный ремонт. Конечно, это не сняло проблемы дефицита площадей. Она до сих пор не решена.
Мы просили передать нам помещение, которое освободило министерство здравоохранения, на улице Дзержинского. Надеемся, что власти города Ставрополя решат вопрос положительно, ведь более 85 процентов наших пациентов – жители краевого центра.
- Я – пенсионерка. Состою на учете в вашем диспансере и семь лет принимаю препарат меркозолил. Хочу узнать, можно ли его так долго пить?
– Я так понимаю, что вы принимаете лекарство по поводу тиреотоксикоза (гиперфункции щитовидной железы. – Л.Д.). Действительно, вы слишком долго его принимаете. Вам обязательно нужно проконсультироваться с доктором по поводу этого лекарства. Нужно уточнить степень выраженности нарушений щитовидной железы и принимать решение о дальнейшем этапе лечения, возможно, об операции.