Причины и следствия
Михаил ВасиленкоВ рождественскую ночь в небе над Европой была замечена загадочная вспышка, сопровождавшаяся таинственным движущимся мерцанием. Неведомое явление успели запечатлеть и нешутейно разместить в СМИ. Но едва набожные личности умилились похожему на Вифлеемскую звезду знамению свыше, загадка разъяснилась самым земным образом. Оказалось, в небе разрушился российский спутник «Меридиан», провальный запуск которого завершился символичным высыпанием обломков на улицу Космонавтов в каком-то поселке Новосибирской области.
Так часто бывает: фиксируем объективную реальность в виде события, факта, явления, а причинно-следственные связи, породившие эту реальность, определить не можем или не хотим. Вот и в нашем случае: когда божественно-мистическая подоплека ночного мерцания была развенчана, вместо волхвов с дарами на экранах телевизоров появился космический начальник из Российской Федерации, который пояснил, что в 90-е годы наша звездная отрасль недополучила тех специалистов, кому (дословно) «сейчас было бы 30 - 40 лет». Потому, дескать, и кризис в отрасли.
Однако таким скудным объяснением ограничиться нельзя. Во-первых, те, кому сегодня тридцать, 15 - 20 лет назад ну никак не могли усилить космонавтику по причине малолетства. Во-вторых, после пресловутых на все случаи жизни лихих девяностых прошли уже и нулевые (как нам рассказывают, благодатные) и даже начались десятые. А, в-третьих, при всей своей фатальной остроте проблема утечки мозгов является следствием иных, более порочных проблем, главные из которых, на мой взгляд, цунамическая по масштабам коррупция, вседозвольный распил бюджетов. Нелепо же думать, будто вороватые топ-менеджеры, тыря деньги в энергетике, дорожном строительстве, ЖКХ и во всем-всем другом, вдруг обделяют своим вниманием космонавтику. А коли так, никаких средств не найдется на привлечение и удержание лучших профессионалов.
В общем, каждая недовзлетевшая ракета, каждый заблудившийся спутник сигнализирует нам вновь: в своем нынешнем виде Россия не способна не только к прорывному прогрессу, но даже к сохранению пока еще существующего потенциала. И чтоб не на словах, а на деле модернизировать, осовременить страну, нам предстоит открыто и честно назвать причины и следствия происходящего, и не на время популистского выборного спринта, а на серьезную перспективу.
Пока, боюсь, у нас это получается не очень. Так и один мудрейший из сограждан - Патриарх Кирилл - озадачил недавно непроникающим взглядом на общественное противостояние, послесловное к думским выборам. Нет, в главном с ним, конечно, не поспоришь. «Пусть Господь вразумит всех, кто имеет разные точки зрения, в том числе на политическое положение в стране и на минувшие выборы, и поможет вступить в реальный гражданский диалог, чтобы не разрушалась наша национальная жизнь, - заявил Святейший. И добавил: - Власти должны с большим доверием отнестись к людям и содействовать этому диалогу и общению, преодолению недоумений и разногласий - с тем чтобы никакие человеческие соблазны, никакие ошибки, никакое неправильно понятое служение благу страны не разделяло людей».
К сожалению, процитированному пасторскому глубокомыслию Патриарх предпослал фразы, никак не сочетающиеся с репутацией широко почитаемого мудреца. Если верить газетным источникам, предстоятель русского православия сказал буквально следующее: «Сегодня массовые настроения людей определяются не Божией правдой, а информтехнологиями». И призвал россиян не становиться жертвами этих самых технологий, преследующих цель «круто поменять историческое течение нашего Отечества». Говоря же о странах, где «снова проливается кровь», отметил роль интернета в организации массовых протестов. В сем контексте он упомянул и о гордыне, «подвигающей одних судить власть имущих, а других захватывать власть чужими руками и ценой чужих жизней».
Рискуя пасть жертвой критики за гордыню собственную, тем не менее тоже хочу участвовать в гражданском диалоге и в его рамках бегло изложить свое скромное мнение. Так вот, будучи далеким от церкви, не могу даже предположить, какие общественные настроения определяются правдой Божией - демократические, консервативные, либеральные, самодержавные, иные, - и оставляю это без комментариев. Понимаю другое: информационные технологии, интернет при их несомненном влиянии особенно на неразработанные, инфантильные умы остаются всего лишь инструментами, применяемыми всеми сторонами политической борьбы. Являясь катализаторами тех или иных процессов, они сами по себе - отнюдь не причина умственных брожений и эпидемического желания немедленных перемен. В конце концов, ни в 1991-м, ни в 1917-м интернет на территории России еще не водился, а при захвате московского престола Лжедмитрием к информтехнологиям можно было отнести лишь изустные сплетни да подметные письма. И тем не менее полыхнуло.
Значит, причины смут глубже, фундаментальнее. Они - не вирус, занесенный мировой паутиной, но продукт доморощенный, так сказать, аборигенский. И искать их надо в изъянах базовых опор, на которых зиждятся общество, власть, экономика. А манипулирование людским сознанием может лишь помогать или мешать эти изъяны заделывать.
Далее. Историческое течение нашего Отечества - субстанция невнятная и внутренне противоречивая. Ибо текло оно при Николае II в одну сторону, при Сталине - в другую, при Ельцине - в третью. Да и сейчас течет куда-то: куда, каждый трактует по-своему. Но как ни меняй круто направление потока, почти непременно попадешь в какое-либо старое русло. Но здесь, кажется, глубокоуважаемый Патриарх вновь, по-моему, неточен в определении причин и последствий, ибо голого человеческого желания (как и информтехнологий) слишком мало, чтобы изменить рисунок политического компаса огромной страны. Вон некоторые протестные лидеры последних недель годами голосисто боролись с «режимом», но были незамечаемы громадным большинством народа. Сейчас же как будто вскочили на коня. Но не оттого, что стали голосистее, а из-за трещин, появившихся в тех самых базовых опорах.
И, наконец, о гордыне критиковать власть и захватывать ее. Понимаю, что у верующих свой взгляд на эту нравственно-политическую концепцию. Но как, скажите на милость, совместить каноническое «нет власти не от Бога» и конституционное «источником власти является народ»? И еще ответьте, не есть ли эта гордыня следствием другой гордыни, которую демонстрируют как раз власть имущие и которую не упоминает Патриарх? Да и вообще, не такие ли охранительные по отношению к власти идеи русского православия однажды уже выносили на государственную вершину робеспьеров от атеизма?
Давайте обсуждать это, спорить, выявлять причины и следствия социальных явлений, дабы меньше ошибаться. Потому как лимит на ошибки и недомыслия почти исчерпан. А переживать всем миром еще одну революцию - ой, как не хочется. Ведь любая русская смута всегда страшнее, чем индейский конец света. Удачи всем нам в новом году!