Приглашение к размышлению
Елена ПавловаОткрывая акцию, начальник управления культуры администрации города Ольга Рецева пригласила юных зрителей к размышлению. Она выразила надежду, что снимки, запечатлевшие события чеченской войны, помогут им осмыслить рассказанное создателями фильма о Великой Отечественной. На фотографиях – моменты атаки и взорванные мосты, уставшие почерневшие от гари лица молоденьких солдат и выцветшие от слез глаза беженцев. В каждом кадре – подвиги, трагедии, судьбы. И в фильме – трагедии, судьбы, подвиг…
К фильму «Сволочи» неоднозначное отношение возникло еще до премьеры. За две недели до этого события начались официальные заявления представителей спецслужб и дебаты на тему достоверности-недостоверности - создавались в период Великой Отечественной детские диверсионные школы или не создавались, могли для этой цели использоваться малолетние преступники или не могли… Споры, видимо, долго еще будут продолжаться. Но искать истину в этих спорах – задача экспертов, историков и кинокритиков. Подростки же принимают фильм, если верят в происходящее. В данном случае они верят. Потому что предельно искренни актеры (исполнители ролей мальчишек-сирот и бывших бандитов, собранных в один горный лагерь, где такие же вытащенные из-под расстрельных статей преподаватели готовят из них диверсантов). По сути, их готовят для одного задания, с которого никто не должен вернуться… Это самое большое противоречие фильма – жестокость основы сюжетной линии (дети – пушечное мясо) и неожиданная при этом человечность картины, в которой вопреки названию повести Кунина «Ни любви, ни тоски, ни жалости» находится место всем этим непреходящим ценностям. В этом лагере подготовки смертников мальчишки проходят школу дружбы, той, от которой оттаивают души, обретают верных товарищей и за них потом готовы идти на смерть. Юные актеры не играют это – они проживают вместе с героями их короткие жизни, что достойны и любви, и жалости, и сострадания…