Принимающие вызов
.Они не знают высоких гонораров, почетных званий, не собирают огромных залов и стадионов. Их искусство камерное, но уникальное и настоящее. Чего-то житейского, приземленно-бытового в этих людях нет. Как нет и намека на корыстолюбие. Сплошная духовность – чистая и бесконечная. Они выполняют, если вдуматься, величайшую миссию. За свой счет, в свое личное время ездят по отдаленным станицам, чтобы по крупицам собрать творчество прабабушек и прадедушек. А потом несут эти подлинные сокровища миру. Просто так, по зову сердца. И наверное, не будь в Ставрополе ансамбля «Лествица», гусли в городе могли умолкнуть навсегда…
Великолепная четверка
Почему-то, впервые увидев выступление коллектива, я вспомнила легендарную группу АВВА. Ассоциации напрашиваются непроизвольно: тоже квартет, тоже безумно талантливый, тоже красивые музыканты с потрясающими голосами, тоже чистейшая естественность интонаций… Но есть важное отличие. «Лествица» - это не попса, пусть даже самая качественная. Этно-фолк-группа скрупулезно изучает, осваивает и популяризирует русскую песенную традицию. Ребята основываются на аутентичном звучании произведений и при этом смело экспериментируют. Собирают сложный материал и работают с ним: анализируют, нотифицируют, запоминают. А потом делают из исходника особую конфетку, чтобы достучаться до ума и сердца современного слушателя.
«Наша задача - показать фольклор во всем его многообразии и вариативности. Мы ищем новые, современные краски в традиционной песенной архаике. Пытаемся облагораживать материал, обволакивая его в этно-джазовое звучание, используя различные инструменты, порой не относящиеся к русской традиции. Это непросто. Для нас это вызов, мы должны, взяв у народа, отдать народу, не испортив песенного звучания, но добавив звучание музыкально-инструментальное. В этом есть некая сложность, но у нас вроде бы получается», - говорит руководитель коллектива «Лествица» Владимир Гуськов.
Бабушки уходят, их голоса надо успеть записать
Что любопытно, целенаправленно коллектив не создавался, это произошло как-то самой собой. В какой-то момент еще школьника Владимира Гуськова заинтересовал фольклор, он начал петь. Его мама в те годы занималась с детьми эстрадным и академическим вокалом на базе Дворца им. Гагарина в Ставрополе. В студию стал ходить и Володя. Там познакомился с ребятами, которые позднее вошли в первый состав «Лествицы». В него входили три человека: Анна Яцукова, Алина Чиркова, Владимир Гуськов, но порой присоединялись воспитанники студии им. Л. В. Спеваковой и прочие музыканты города. Как и сейчас, ансамбль «Лествица» в те годы был открыт для сотрудничества.
Сейчас в коллективе четыре человека. Это Александра Гуськова, Алексей Лис, Ната Осокина и руководитель Владимир Гуськов. Ответ на вопрос: почему выбрано название «Лествица», лежит на поверхности. Духовность в этом творчестве поставлена во главу угла. «Лествица» - это труд святого Иоанна Богослова, представляющий собой руководство к совершенствованию. Духовные скрижали были написаны в конце VI века. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы. Сочинение Иоанна написано языком простым, но чистым и живым — в немногих словах выражает многое, и потому полно силы. И о творчестве ставропольских музыкантов «Лествицы» можно сказать то же самое.
Владимир Гуськов говорит, что найти бабушку-кладезь нетрудно. Она помнит песни своего детства и с нетерпением ждет возможности ими поделиться. Но вот добраться до этой бабушки в редком отпуске для ансамбля проблема. Вместо того чтобы заниматься творчеством, «Лествица» вынуждена думать о насущном - деньгах на бензин, чтобы отправиться в очередной раз в станицу за драгоценной крупицей культурного наследия предков. Этнографическая экспедиция всякий раз ложится на плечи самих музыкантов. И движется этот огромный пласт работы исключительно на энтузиазме ансамбля Владимира Гуськова.
В Англии живого фольклора уже нет
Спасибо Алану Ломаксу, который сделал огромное количество записей в 60 - 80-х годах прошлого столетия. Коллективы перепевают материал, но собирать на Туманном Альбионе уже нечего.
А в России, и на Ставрополье в частности, пока есть, потому что традиции не погибли. И в их бережном сохранении - несомненная заслуга «Лествицы».
То, что делают эти ребята, очаровало вице-спикера Ставропольской городской Думы Геннадия Тищенко. «Лествица» своим выступлением украсила презентацию замечательного издания «Любимый Ставрополь» в декабре прошлого года. Участником церемонии стал и директор Государственного учреждения культуры Ставропольского края «Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве» Николай Охонько. Он тоже остался под впечатлением от увиденного. Очевидно, что ансамбль выполняет важнейшую миссию - сберечь наследие и донести его до будущих поколений. И он нуждается в поддержке. Серьезной, фактической, стабильной, на государственном уровне
Геннадий Тищенко говорит, что в городе много уважаемых творческих коллективов. Но «Лествица» стоит особняком. Хотя бы потому, что регулярно отправляется в этнографические экспедиции и пополняет свой творческий багаж.
«Это не то что собрались, потусили, спели и разошлись. Здесь другое, - говорит депутат. - Они собирают наследие по крупицам. Старые песни, фольклор. Я думаю, что их обязательно нужно поддерживать материально. Экспедиция много времени и сил забирает, требует полного погружения и внимательного изучения. Для нас - это бесценная вещь. Такие коллективы мало того, что сохранять нужно, а еще и продвигать, популяризировать. Они же сами по себе, добровольно занимаются таким важным делом – сохранением истории нашего края. Не станет подобных энтузиастов, страшно представить, что будет».
Внуки не интересуются ни пением, ни традициями бабушек
Владимир Гуськов рассказывает, что уже состоялось более дюжины экспедиций, в которых он со своими музыкантами с превеликим удовольствием записывал бабушек - носительниц культуры. География очень широка. Коллектив успел побывать не только в отдаленных уголках Ставрополья (огромное наследие рассыпано по краю), но и в Волгоградской области, Республике Коми. Радует, что «Лествицу» в экспедициях ждут. Но огорчает, для родных внуков тех самых бабушек их песни неактуальны.
«Получается, что они поют либо нам, либо в доме культуры. Их внуки не интересуются ни пением, ни бабушками, как правило. Напоминает ужасную ситуацию с казаками-некрасовцами. Их дети не хотят воспринимать некрасовскую культуру, которая считается одной из самых богатейших в свете русской традиции. Массово уезжают из сел в города», - говорит Владимир Гуськов.
Впрочем, эта проблема куда масштабнее. Неслучайно выдающийся кинооператор Михаил Агранович как-то посетовал, что восемь из десяти абитуриентов, у которых он принимал вступительный экзамен, не смогли назвать автора «Анны Карениной»… А в Ставрополе Григория Гольдмана - талантливейшего режиссера, безусловного авторитета всероссийского масштаба с академическим образованием, поставившего в театре кукол более двадцати мастерских спектаклей, отдавшего ставропольскому театру полтора десятка лет (весьма трудных в финансовом смысле), подло уволили необразованные люди. Произошло это, конечно, неслучайно, причем в канун грядущих перемен по благоустройству объекта. Красивые витражи обновленного здания кукольного театра радуют глаз яркими красками, а вот «начинка» теперь оставляет массу вопросов. Видимо, в масштабах страны с культурой происходит что-то не то.
Аудитория «Лествицы» не столь широка, как хотелось бы, но она молодая. Основная статистика соцсетей показывает, что выступления ставропольских музыкантов слушает публика в возрасте от 25 до 35 лет. Хотя возраст, на самом деле, значения не имеет.
«Мы всегда трепетно относимся к каждому слушателю, пришедшему к нам на выступление», - говорит Владимир Гуськов.
В активе ансамбля много редких и почти забытых инструментов, составляющих в синтезе традиций неповторимый этнический коктейль. Дети, воспитанные в век гаджетов, едва ли и названия такие слышали: гусли шлемовидные, гусли крыловидные, калюка, бузуки, варган, мандолина, колесная лира, пандейру…
На вопрос о любимом произведении Владимир Гуськов отвечает, что оно, конечно, есть у каждого члена коллектива. Ведь любая фольклорная песня ждет своего отклика в сердце в зависимости от того, какую эмоцию человек переживает в данный момент, поясняет музыкант.
Прошлый год из-за пандемии стал испытанием для многих людей искусства. Не стала исключением и «Лествица». Ансамбль часто приглашают на международные фестивали, где он представляет Ставропольский край, причем опять же за свой счет. В прошлом году вместо шести артистам удалось выступить только на одном таком фестивале. Но они не отчаиваются, а стараются выносить позитивный опыт даже из трудных времен. К примеру, был успешно освоен формат онлайн-выступлений. Сначала было странно выступать не видя и не слыша зрителя, но потом привыкли. И стало даже интересно, добавляет Владимир Гуськов. Кроме того, изоляция позволила музыкантам больше заниматься свободным творчеством.
А вот как Владимир Гуськов ответил на вопрос об источнике вдохновения: «Постоянное исследование народных традиций чтение книг этнографов, фольклористов… Общение с бабушками. Жажда и неугомонное желание поделиться знаниями, оставленными нам предками, бабушками и дедушками».
Талантам надо помогать
С коллективом давно дружен еще один депутат Ставропольской городской Думы - действительный член Российской академии художеств, председатель регионального Союза художников Сергей Паршин. Он заметил молодые и яркие таланты на фестивале «Арт-обстрел», семь лет назад показанном телеканалом «Культура». С тех пор «Лествица» - всегда желанная гостья на площадке арт-галереи «Паршин».
«Это не были музыканты, находящиеся в официальном мейн-стриме. Их мало кто знал. Мне показалось очень интересным то, что они делают благодаря уникальным голосовым данным и тому пласту культуры, который они поднимают. На мой взгляд, по большому счету, нужно государственное решение по поддержке музыкального творческого наследия. Этим на постоянной основе должны заниматься профессионалы. Я часто задумываюсь: почему так много попсы? И в изобразительном искусстве, и в театре, и в музыкальном творчестве… Наверное, потому, что бал правят пресловутые рейтинги. А Владимир пытается по крохам сохранить то, что мы, к сожалению, теряем и во многом не сможем восполнить. Уходят люди - носители песенных традиций, передающихся из поколения в поколение. Молодежь, за редким исключением, не подхватывает этого», - говорит Сергей Паршин.
В этом смысле на Северном Кавказе, конечно, выгодно отличаются национальные республики, в которых отношение к своему творческому наследию сродни священному.
«Лествица» - не коммерческое искусство. А потому надежда только на поддержку извне. В противном случае нас ждет уже не просто засилье мата и безвкусицы на сцене, а умирание культуры. И самое время задать себе прямой вопрос: «А в какой системе ценностей будут жить наши дети завтра?».
Коллективом Владимира Гуськова собрано и обработано более двухсот пятидесяти произведений, включая старообрядческие духовные стихи, былины. И эта та культура, которой мы должны и обязательно будем гордиться завтра. А сегодня надо сделать так, чтобы ансамбль любимым делом занимался не вопреки обстоятельствам, а благодаря им. Не в коротких промежутках между работой, не имеющей отношения к искусству, а постоянно.
Поддержка таких коллективов – задача первоочередная, считает Сергей Паршин. Нельзя обделять тех, от кого напрямую зависит сохранение бесценного культурного наследия Ставрополья, формирование системы духовно-нравственных координат.
«Для творческого человека очень важно быть реализованным. Он не должен параллельно заниматься искусством. Таких людей надо ценить по-другому. Дирижер симфонического оркестра в Лейпциге – самая оплачиваемая должность в городе. Все понимают, что за одним дирижером стоит и оркестр, и туристы, и экономика. Это – богатство города», - считает Сергей Паршин.
По его словам, ему зачастую приходится наблюдать горькую картину, как распродается наследие того или иного умершего художника. В этом смысле опыт Павла Моисеевича Гречишкина редок. По большому счету, каждый из нас может внести лепту в то, чтобы коллектив Владимира Гуськова жил и творил на родной земле, даря счастье истинного искусства окружающим.
«То, что делает «Лествица», - архиважно. Это гораздо больше, нежели уникальная музыка. Ансамбль скрупулезно собирает и фактически пишет историю. Я считаю, его деятельность достойна музеефикации. Это – наше достояние, и, если его не сберечь сейчас, завтра его просто не будет, потеряем бесценное навечно. Печальные примеры, увы, есть. «Лествица» записала исполнение песни одной из бабушек, а вскоре та умерла, не дождавшись выхода программы в телеэфире. Успеть поддержать – вот в этом вижу нашу общую задачу», - говорит Геннадий Тищенко.
Лилия Быстрицкая.
Справка
Созданный в 2013 году ансамбль «Лествица» создает оригинальные композиции, в основу которых ложатся русские, сербские, белорусские, болгарские песни, joik (традиционное песнопение саамов), различные стили горлового пения, мелодии, певческие традиции и стили других народов.
В репертуаре ансамбля - три музыкальных спектакля, а также 26 музыкально-тематических программ.
Коллектив – постоянный участник международных фестивалей, включая «Гусли мира» в Суздале, Sun Spirit Festival в Крыму, «Квамманга», «АсанаФест», фестиваль этнической музыки на Новопятигорском озере и т.д.
Ансамбль давал концерты в Московском театре музыки и поэзии Е. Камбуровой, в Тургеневской библиотеке на концерте «Гусли-лебеди», участвовал в съемках программы «Письма из провинции» федерального канала «Культура».
В 2014 году «Лествица» стала лауреатом I степени Российской студенческой весны в номинации «Вокал народный. Ансамбли» в городе Тольятти.
В 2015 году ансамбль получил Гран-при ХХ Межрегионального фестиваля-конкурса патриотической песни «Солдатский конверт».