Приставы учат уважать госуарство

Ольга Токмакова

После очередной реформы - административной - в России появилась иная, чем раньше, служба судебных приставов. Зарплата, функции и ответственность у них увеличились.

Как сказал на пресс-конференции главный судебный пристав Ставропольского края Геннадий Кутепов, в отделах главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю есть вакансии. Здесь тщательно подбирают сотрудников, и, между прочим, вакантна даже должность одного из четырех замов самого Кутепова.

Раньше, когда служба появилась в своем первом варианте, только ленивый не говорил плохо о судебных приставах, от которых трудно было потребовать серьезной работы за то мизерное содержание, которое им полагалось. Как сказал руководитель главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, так с прошлого года называется это ведомство, заработную плату сотрудников, чтобы не было соблазнов определенного порядка, увеличили вдвое. Следующее повышение ожидается с 1 января 2006 года, но и требования к работе новой команды сейчас жесткие. Только за последнее время из 32 руководителей территориальных отделений службы уволены 12 старших судебных приставов. Кутепов объяснил чистку рядов так: «В работе пристава не должно быть ничего личного и субъективного. Полгода пройдет, еще кого-нибудь потеряем». Геннадий Кутепов пока критически относится к работе своей службы, потому что показатели районных и городских отделов оставляют желать лучшего. Кстати, один из самых низких показателей – в Ставрополе.

Служба имеет давнюю историю, которая началась еще во времена Ивана Грозного, когда приставы следили за исполнением царских указов. Тех, кто уклонялся от встречи с приставом, казнили. После 1917 года большевики службу упразднили. Ее функции частично передали судебным исполнителям. Но в 90-х годах прошлого века появилась острая необходимость службу приставов возрождать – судебные решения, в первую очередь по гражданским делам, хронически не исполнялись. В этом году служба судебных приставов новой России отмечает 8 лет.

В 2002 и 2004 году служба изменилась. Последние перемены связаны с административной реформой. Федеральная служба судебных приставов, которую возглавил бывший прокурор Санкт-Петербурга, стала самостоятельной и уже не входит в Министерство юстиции, которое разделилось на Федеральную службу судебных приставов, Федеральную регистрационную службу, Федеральную службу исполнения наказаний. Регистрацией общественных и религиозных организаций и контролем за арбитражными управляющими сегодня занимается Федеральная регистрационная служба.

В главном управлении Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю работают 981 человек, 88 из них входят в главное управление. Приставов крайне мало. Судя по объему работ, которые они выполняют, по нормам, утвержденным Минюстом, сотрудников должно быть в семь раз больше. На федеральном уровне сейчас обсуждается вопрос об увеличении со следующего года службы по России на 20 тысяч человек.

Сейчас приставы выполняют всю охранную работу в судах общей юрисдикции, арбитражном и мировом судах, исполняют решения этих судов, а также изымают просроченную задолженность по налогам и сборам, когда это не под силу налоговой инспекции и таможне. В Ставрополе сейчас находится межрайонный и два специализированных отдела управления, включая отдел исполнения особых производств. Этот отдел занимается исполнением решений, когда речь идет о суммах свыше миллиона рублей или социальных деньгах. Есть и дежурная часть, куда входит группа быстрого реагирования для особых случаев. В главное управление, в числе прочих, входят отделы по оценке и реализации имущества и розыску. Судебные приставы теперь могут выполнять функции дознания по ряду статей, и особенно часто им приходится искать злостных неплательщиков алиментов. В стадии решения - возможность перевода приставов из статуса госслужащих в правоохранительные структуры, а также вопрос в части дознания, чтобы дела не передавались в прокуратуру и милицию, а доводились до суда самостоятельно.

Отвечая на вопросы, которые, в частности, касались и жалоб на действия судебных приставов во время банкротства сельхозпредприятий, Геннадий Кутепов напомнил, что приставы только исполнители решения судов и названных выше федеральных ведомств. Имущество предприятий оценивается после конкурса на оценщика, оценка затверждается и только потом изъятое передается в фонд федерального имущества. Среди наиболее сложных случаев, с которыми пришлось столкнуться управлению, – исполнение решения арбитражного суда по спору ставропольской «Горэлектросети» и «Ставропольэнерго», арест имущества одной из дочек «Юкоса», налоговые претензии на 55 миллионов рублей к предприятию «Стрижамент». Есть ряд серьезных дел по санаториям, которые не хотят платить налоги. Так случилось с санаторием «Украина», где вопросы по аресту имущества пришлось решать через Министерство иностранных дел.

Вообще тема долгов чрезвычайно актуальна. Во Франции приставы – частные и работают за договорный процент от оборота. В Москве по этому принципу также работают - в прошлом году появились первые коллекторские агентства, которые специализируются на работе с просроченной задолженностью по кредитам и при этом уверены, что помогают решать людям их финансовые проблемы. Но такую форму взыскания проблемной задолженности пока предпочитают иностранные банки и фирмы. В основном в России решают проблемы с помощью государства. Только за 5 месяцев этого года главным управлением Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю в бюджет перечислено 120 миллионов рублей, расследовано 700 разыскных дел с имуществом на 50 миллионов рублей, возбуждено 25 уголовных дел.



Последние новости

Все новости

Объявление