Про лифты и газовые приборы
Тамара Коркинаобщественный совет
Где взять деньги на электроперевозчика?
На очередном заседании Общественного совета при краевом министерстве ЖКХ в третий раз рассматривался вопрос о модернизации и замене лифтов. Такое упорство общественников объясняется тем, что из более четырех тысяч лифтов, которыми оснащены многоквартирные дома Ставрополья, большинство нуждаются в модернизации и замене. Члены Общественного совета обращались с открытым письмом к губернатору края, и вот на этом очередном заседании огласили печальный ответ: денег на замену лифтов нет.
Как сказала принимавшая участие в заседании первый замминистра Ольга Силюкова, чтобы заменить 669 лифтов, прослуживших более тридцати лет, потребуется миллиард рублей. Примерно столько составляют ежегодные взносы на капремонт в «общий котел» регоператора. А всего на модернизацию и замену лифтов нужно семь миллиардов рублей. Если учесть, что в региональной программе запланировано отремонтировать до 2020 года всего два лифта, то становится ясно, что на нее рассчитывать не приходится.
Тему лифтов в Общественном совете ведет зампредседателя совета Ольга Корлотяну. Она дала такую информацию: замена одного лифта – от подготовки проекта, демонтажа, монтажа, установки – стоит примерно 1 миллион 700 тысяч рублей. По подсчетам, с нынешним размером взноса на капремонт и без учета инфляции обычная четырехподъездная девятиэтажка накопит необходимую сумму только за 5-6 лет. При условии, конечно, что будет стопроцентный сбор взносов.
Как ни крутили члены Общественного совета, а вывод напрашивается только один: лифты будут вынуждены менять сами собственники помещений в МКД. И об этом нужно говорить открыто и откровенно. Лифт – это общая собственность, причем и тех, кто живет на девятом этаже, и тех, кто на первом. И уже сегодня надо думать о том, что нужно делать, чтобы в один из дней не остаться без электроподъемника.
Какие есть пути экономии и уменьшения расходов? О. Силюкова назвала два. Первый – если собственники возьмут средства на замену лифтов в кредит, то часть процентной ставки можно вернуть с помощью финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ. Этой возможностью воспользовались 22 владельца спецсчетов в соседней Ростовской области. Здесь с помощью кредитных средств в 2017 году в пяти домах отремонтировали 14 лифтов. А в этом году заявки на участие в программе субсидирования процентной ставки подали жители уже 91 МКД Ростовской области.
Второй путь – лифтостроительная компания по договору с региональным оператором меняет лифтовое оборудование в рассрочку. Оба этих механизма прорабатываются сейчас специалистами краевого минЖКХ и будут предложены всем, кто озаботится заменой лифтов в своем доме. Прозвучало также, что лифты выгоднее покупать оптом, для чего тоже должна быть разработана программа.
И еще один важный вопрос был обсужден на заседании – о безопасной эксплуатации газового оборудования.
Газовики представили на заседание устрашающую информацию. В 2015 году в крае было 19 несчастных случаев, связанных с неправильной эксплуатацией газового оборудования, погибли 15 человек. В 2017 году было 30 несчастных случаев, погибли 28 человек. Практически каждый месяц мы слышим о «газовых» трагедиях в стране, когда рушатся подъезды и дома.
С основным докладом выступил член Общественного совета Владимир Зинченко, рассказавший о практике применения законодательства по газовой службе в быту и донесший до присутствующих основные претензии к газовикам потребителей.
К обсуждению присоединились представители АО «Газпром газораспределение Ставрополь» и АО «Ставропольгоргаз». Они рассказали, что Ставрополье – самый газифицированный регион, уровень газификации в крае составляет 97,4 процента.
Все аварии, связанные с газом, происходят из-за грубейших нарушений правил пользования газом в быту. Это и закрытая задвижка дымохода, и самовольная установка тех же варочных плит, и неквалифицированное вмешательство в работу газового оборудования. Кроме того, потребители не допускают специалистов к проведению техобслуживания. В минувшем году его прошли всего 57 процентов владельцев газовых приборов. Если учесть взрывоопасный характер газа, этого явно мало.