Про плюшкина, отмостку и ОДН
Тамара КоркинаОчередную «прямую линию» «Вечерний Ставрополь» предложил провести председателю региональной общественной организации «ЖКХ Контроль», эксперту Общероссийского народного фронта Алле Седых
Первой позвонила Александра Епишова, поезд Ботанический, 8:
- Мне принесли счет - заплатить три тысячи рублей за опалубку дома. До этого по квартирам прошла старшая, сказала, что всего надо 267 тысяч, и вам разбросают оплату по квадратным метрам на три-четыре месяца. Ну, мы решили согласиться, хотя деньги для нас большие. А потом спохватились: наверное, опалубка всего дома должна делаться за счет капитального ремонта? Пошли в свою УК-4, а там нас и слушать не хотят. Скажите, пожалуйста, правильно, что с нас собирают деньги на опалубку дома? Общее собрание мы не проводили.
- Прежде всего, нужно понимать, что решение о сборе денег на нужды дома принимают собственники на общем собрании. Если вам не объяснили, сколько и за что вы будете платить, - это неправильно. Но если вы подпись в бюллетене голосования поставили, то платить придется.
Что касается конкретного вида работ. Полагаю, что все же имеется в виду отмостка дома. Да, этот вид работ включен в региональную программу как часть капитального ремонта фундамента. Однако, чтобы правильно вас проконсультировать, нужно понимать, где ваш дом формирует свои накопления – в «общем котле» или на специальном счете; когда программой запланирован ремонт по этому конструктиву. Надо посмотреть ваши документы. Я бы просила подъехать с ними к нам в «ЖКХ Контроль», на Мира, 319. Мы посмотрим документы, если увидим, что неправильно с вас берут деньги, - подскажем, что нужно сделать.
Виктор Бездольный, ул. Шпаковская, 84/3, старший дома:
- У меня три вопроса. Первый: собственник квартиры № 76 в нашем доме постоянно несет с мусорной контейнерной площадки в подвал всякую бытовую утварь. В результате - антисанитария, нарушаются правила пожарной безопасности. И я, как старший дома, делаю постоянные предупреждения, и наша управляющая компания -14, но добиться ничего не можем. Поскольку речь идет о местах общего пользования, то проверяющие надзорные органы наказывают только управляющую компанию. Например, в 2016 году ей был выписан штраф 50 тысяч рублей. УК вывезла весь хлам, но собственник по сей день продолжает захламлять места общего пользования.
- К сожалению, такие истории - нередки, нужно как-то сообща воздействовать на нарушителя. И возможно, поинтересоваться его здоровьем.
- Второй вопрос: в какие сроки проводится систематический осмотр инженерных сетей для выявления неисправностей? У нас в договоре управления написано, что согласно графику, а графика такого нет.
- Напишите в двух экземплярах заявление в свою управляющую компанию с просьбой предоставить конкретный график. Вам обязаны ответить в течение месяца. Если ответа нет, то со своим заявлением, которое направляли в УК, идите в жилинспекцию – управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, адрес: ул. Войтика, 10/1.
Напомню, что ваш договор управления домом должен быть обязательно с приложениями. Интересующий вас график является одним из этих приложений.
- В большинстве управляющих компаний, в том числе и в нашей, не практикуется ежемесячный прием по акту выполненных работ. А это бы обеспечило прозрачность в расходовании средств. Как повлиять на УК в этом плане?
- Ежемесячно деньгис лицевого счета многоквартирного дома управляющей организацией за оказанные услуги /выполненные работы, согласно договору управления/обслуживания, могут быть списаны только после подписания акта выполненных работ уполномоченным представителем собственником (председателем совета дома), т.е. только после подтверждения действительно выполненных работ.
С этим вопросом нужно обратиться в контролирующий работу управляющих компаний орган – жилищную инспекцию.
Галина Коренная, ул. Ленина, 422:
- Если мы обратимся в суд с иском на неудовлетворительную работу нашей управляющей компании, это будет платно или есть какие-то льготы? Мы жаловались в жилищную инспекцию, там подсказали, что делать, но ни УК, ни старшая дома мер не принимают. Теперь вот думаем об иске в суд.
- По льготам на оплату госпошлины нужно смотреть Налоговый кодекс РФ – их предоставление зависит от статуса истца и предмета спора.
- У нас в доме нет никаких общих кранов, мы не поливаем газоны, однако платим за воду на содержание мест общего пользования. За что платим, если воду не расходуем?
- Этот вопрос часто задают. Законом определен минимальный перечень работ, который обязана выполнять УК. В него входят в том числе влажная уборка мест общего пользования и промывка внутридомовой инженерной системы. Как минимум, для этих работ необходима «общая» вода. Если эти работы вашей УК не выполняются, к ней должны возникнуть вопросы. Возможно, вам просто надо выбрать подходящий способ расчета платы за коммунальные ресурсы на содержание мест общего пользования. Такое право сегодня предоставлено жителям. Они могут оплачивать ресурсы, потребленные на ОДН, по нормативам, а в конце года получить перерасчет от своей управляющей компании. Другой вариант предусматривает принятие решения общего собрания о начислении платы за ОДН либо по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, либо равными частями – исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов. В последнем случае также предусмотрен перерасчет в конце года. И, наконец, если дом оснащен автоматизированной системой учета потребления ресурсов, которая позволяет одномоментно снять показания счетчиков, то плата за «общие» свет и воду рассчитывается исходя из показаний такой системы.
- И еще. У нас нет подвала, есть технический узел. Так вот, вентиляция и технический узел полностью заложены строительными материалами, а там и счетчики, и задвижки. Что нам делать?
- Вы – хозяева дома. Управляющая компания без вашего решения не может убрать строительные материалы и навести порядок. Что вам нужно сделать? Обратиться в УК с просьбой составить смету на очистку техузла. И, если вас устроит сумма и порядок оплаты, дать УК соответствующее поручение. А можно организовать субботник и убрать завалы силами жильцов.
- Мы платим за капремонт, а нас в программе нет. Мы организовали инициативную группу, узнали, что дом обследован, какие работы нужно делать, а сроки не указаны.
- Узнать срок включения в региональную программу капремонта можно на сайте краевого фонда капремонта http://www.fkr26.ru или краевого министерства ЖКХ http://www.mingkhsk.ru. Ваш дом определен к проведению капремонта на 2019 год – в этот период запланирован ремонт крыши, системы электро- и газоснабжения. Другие виды работ распределены по более поздним трехлеткам.
Лариса Мартынова, ул. Биологическая, 6, старшая дома:
- С июня 2013 года мы решением общего собрания создали резервный фонд для текущего ремонта общедомового имущества. Однако МУП ЖЭУ-12 часть этих средств направляет на погашение расходов на общедомовые нужды. Имеет ли предприятие право без согласования с собственниками, без их решения направлять наши целевые средства не по назначению? Мы только за экспертизу фасада заплатили 80 тысяч, окна установили - 30 тысяч, краны поменяли - 109 тысяч, и на все собирали деньги с жильцов.
- Раньше такого не было, а теперь закон позволяет управляющей компании средства, поступающие на ее счет, расходовать по ее усмотрению. И потом, все, что вы перечислили, – это нормальная работа по содержанию многоквартирного дома. Это ваше имущество, и вы должны нести за него ответственность. А как иначе?
- И еще спрошу о давлении в системе холодного водоснабжения. В нашем договоре на управление написано: не менее 0,3 и не более 0,6. А у нас постоянно давление 0,8 или 1. Я обратилась в «Водоканал», ответ был, что 0,8 - нормально. А у нас пятиэтажный дом, мы очень много платим за общедомовые нужды. Нам советуют поставить регулятор давления. Совет дома обратился в управляющую компанию, но нашу просьбу игнорируют.
- Вам нужно найти правильное решение совместно со специалистами УК и «Водоканала». Направьте письменный запрос в обе организации. Так будет проще. Но вы должны понимать, что расходы опять же лягут на жителей. Если вы хотите обратиться в региональный «ЖКХ Контроль», позвоните на нашу «горячую линию» 89188701876, мы договоримся о встрече и поможем разобраться.
Людмила Николаевна Растворова:
- Я звоню вам по просьбе родственников, которые живут в Минеральных Водах. В подвале их дома установили бойлер для подогрева воды, и стоимость сразу подскочила - в мае была 531 рубль за один куб. В течение всего лета - 380, 420 рублей, хотя в соседних домах тариф - 200 рублей. Люди обращались в жилинспекцию, там отписались, что увеличение связано с установкой бойлера.
- Расчеты при централизованном системе и подогреве с помощью бойлера действительно разные. И зачем ставить бойлер? Может, ваших родственников не устраивала температура горячей воды? Надо смотреть расчеты, документы, есть ли в доме коллективный прибор учета тепла или же начисления производятся по нормативу… Пусть минераловодцы сами обратятся к нам, по телефону «горячей линии», звонить можно с понедельника по пятницу с 10 до 14 часов, мы дадим консультацию.
Жительница дома 280/6, кв. 7, ул. Мира:
- Почему в управляющих компаниях по выходным нет слесарей? Я столкнулась с ситуацией, когда два-три дня не работали батареи, а помочь никто не мог.
- По выходным дням управляющая компания не работает, но ваша УК должна была заключить договоры на аварийное обслуживание с организациями, в которые вы можете позвонить в любое время суток. Вы платите за аварийное обслуживание, и номера телефонов ваша УК должна донести до собственников – обычно (это очень удобно) такие «горячие» номера вывешены на информационных досках в подъездах.
Валентина Лысканек, ул. Доваторцев 71/1:
- В нашей УК-7 раньше был кассир, который принимал плату за квартиру. Но его убрали, и мы платим почему-то комиссию, то есть лишние деньги. Правильно это?
- Задача управляющей компании – организовать сбор денег за жилищно-коммунальные услуги. Она может делать это самостоятельно, за определенную плату, естественно, а может поручить выполнять эту функцию сторонней организации, тоже, естественно, не безвозмездно. В любом случае способ организации этой работы и цена вопроса должны быть согласованы с жильцами дома.
- И еще. Почему мы за вывоз мусора платим с квадратного метра? Не метры ведь мусорят, а люди.
- Вы, наверное, слышали, что сейчас в стране проводится «мусорная» реформа. С 1 января 2019 года мы перейдем на новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Весь цикл «жизни» мусора, который мы с вами производим, - от сбора и вывоза до утилизации – замкнут на себе так называемые региональные операторы. А услуга по обращения с ТКО из жилищных (которые рассчитываются исходя из квадратных метров) перейдет в разряд коммунальных. То есть плата будет рассчитываться по количеству проживающих. Так вот, в Ставрополе новый порядок начнет действовать на год раньше – с 1 января 2018 года. Потерпите, осталось всего ничего. Тариф тоже будет определен в ближайшее время. Его озвучит Региональная тарифная комиссия.
Галина Фисенко, ул. Серова, 9а:
- Мы все хотим чистоты, но как же мало управляющие компании платят дворникам! Во дворах по двадцать - тридцать деревьев, представляете, сколько сейчас им работы с листвой! И мусор, в том числе крупногабаритный, строительный - тоже во двор выбрасывается. Человек квартиру купил, деньги нашел, а нанять машину и вывезти свой мусор после ремонта - денег нет. Как это?
- Я тоже часто вижу огромные кучи мешков с мусором во дворах. Законом этот вопрос до конца не урегулирован. Негласная ситуация такая: вывозить строительный и крупногабаритный приходится обычно тем, кто убирает на контейнерных площадках. С началом работы регионального оператора эта ситуация вроде бы должна измениться. Такой мусор регоператор будет вывозить за отдельную плату.
А насчет оплаты труда дворников... На общем собрании собственники могут поднять вопрос о зарплате людям, которые убирают их территорию.
Николай Похилько, ул.Серова, 9/2:
- У меня вопрос об электроэнергии на ОДН. Было 20 киловатт, стало 40.
- Я вашу ситуацию знаю, вам надо провести собрание и принять решение, чтобы расходы считали по фактическому потреблению, то есть по показаниям общедомового счетчика. Возможно, вы будете платить меньше.
Надежда Бочковая, общежитие, пр. Кулакова, 25:
- Я собственник нежилого помещения. Вправе ли управляющая компания приплюсовывать к моим квадратным метрам общественные метры? У меня площадь 18,2, а в платежке идет - 26,1. Почему мне увеличили площадь – я бьюсь, бьюсь - и ничего не могу добиться.
- Вы делали письменный запрос УК, почему вам приплюсовывают площадь? Надо письменно написать и получить письменный ответ, на основании какого документа ваша площадь увеличена. В общежитии общие коридоры, кухня, санузел - возможно, эти метры и приплюсовываются, нужно разбираться, приходите с документами.
Валентина Митрофанова, ул. Мира, 458/2, старшая дома:
- Сейчас город преображается, выкрашены фасады зданий, но почему-то только по «красной линии». А нашему дому 26 лет, капремонт будет только в 2026 году, дом панельный, стоит чуть глубже и выглядит очень невзрачно, особенно на фоне соседей. Может, есть муниципальная программа по ремонту фасадов? Это же вид города.
- Есть только региональная программа капремонта, в ней деньги собственников, бюджетных средств нет. Сейчас ремонтируются дома позапрошлого и прошлого века. Если вы не хотите ждать до 2026 года, можно собрать деньги, привести фасад в порядок, и на несколько лет вперед получить освобождение от уплаты взносов на капремонт. В моем доме мы, например, так и поступили. Досрочно отремонтировали кровлю и оформили « финансовые каникулы».
- Да мы уже сами отремонтировали крышу, заменили коммуникации - верхнюю и нижнюю разводку горячей и холодной воды, поставили терморегулятор отопления - и все собираем и собираем деньги, люди уже стонут.
- Что сказать, по-хозяйски относитесь к дому, подумайте о возможности отремонтировать фасад и затем получить зачет.