Про воров, санкции и дружбу с УК
Тамара КоркинаВ «Вечернем Ставрополе» 11 июля было опубликовано интервью с заместителем руководителя комитета городского хозяйства администрации Ставрополя Олегом Ананиковым под названием «Жильцы, не дайте себя объегорить!» Публикация, в которой шла речь о расходах в многоквартирных домах на общедомовые нужды, вызвала большой резонанс, на нее откликнулись как горожане, так и управляющие компании.
Редакция собрала и передала Олегу Ананикову наиболее часто повторяющиеся вопросы собственников жилья. В редакционном портфеле – позиция, аргументы, предоставленные рядом управляющих организаций. Они тоже будут опубликованы.
– Мы боремся-боремся за снижение показаний общедомового водомера, а расходы на ОДН все равно большие. А какая картина по городу? Есть ли, скажем так, благополучные дома? Если есть – как они добиваются уменьшения расхода?
– И наш комитет, и МУП «Водоканал» ежемесячно анализируют ситуацию с расходами на общедомовые нужды. Особенно нам интересна картина, сложившаяся в июне, когда расходы на ОДН стали рассчитываться по новым, 344-м правилам предоставления коммунальных услуг. А картина такова. В городе примерно в двухстах многоквартирных домах показания общедомового водомера меньше, чем сумма показаний квартирных счетчиков и начислений по нормативу. Как привыкли говорить многие жители, «коэффициент ниже 1».
В 30–40 процентах МКД расходы на общедомовые нужды, к сожалению, превышают нормативные. Почему? Над этим ломают головы и жители, и управляющие организации. Анализ ситуации в июне, который мы провели вместе с УК и ТСЖ, показал, что 95 процентов потерь – это банальное воровство ресурса плюс неточный или несвоевременный съем показаний. На перерасходе сказывается также огромное количество старых индивидуальных приборов учета, которые, безусловно, надо менять.
– Как бороться с нечестными соседями? Ведь до сих пор многие даже обеспеченные люди считают, что не своруешь – не проживешь.
– Механизмы борьбы, безусловно, есть. Первый и главный – это дружная работа собственников помещений и управляющих компаний. Сейчас есть весьма эффективные антимагнитные ленты, которые клеятся на приборы учета. Во многих домах добились стопроцентного оснащения ими счетчиков. Сегодня закон позволяет применять очень серьезные санкции к тем, кто вмешивается в работу прибора учета. Эти умельцы должны знать, что в случае обнаружения такого вмешательства производится перерасчет по пропускной способности трубы с учетом ее круглосуточного использования. Причем за весь период от предыдущего контрольного осмотра прибора учета, правда, не более шести месяцев. Это, поверьте, очень серьезные суммы, порой измеряющиеся десятками тысяч рублей. Пока управляющие компании крайне редко применяют эти нормы на практике. Они новые, о них не все знают. Но как только их начнут активно применять – ворам придется считать, что им выгоднее.
Мне как-то показывали платежные документы по дому, в котором недавно прошел капитальный ремонт электропроводки. Дом небольшой, каких-то дополнительных подключений вроде магазинов или офисов к его сетям нет. При месячном потреблении 2700 Квт сумма показаний индивидуальных приборов составила 1300 Квт.
А куда делись оставшиеся 1400? Ответ, что называется, напрашивался один – их украли. Когда управляющая компания предложила собственникам купить и наклеить антимагнитные ленты, то менее половины проголосовала «за», треть жильцов – «против», остальные воздержались. В итоге решение не было принято. И, как вы думаете, куда при таком отношении жильцов двинется дом?
Один путь – если управляющая компания не получит поддержки жильцов, дом окажется брошенным, поскольку УК не захочет оплачивать «исчезающие» киловатты. И вряд ли этот дом кто-то захочет взять на обслуживание. Поэтому поддержка жильцов в этих вопросах очень важна.
– Что делать с неплательщиками? Они просто бич для добропорядочных жильцов.
– Правила по предоставлению коммунальных услуг дают возможность УК отключать от подачи ресурса должников, у которых задолженность более чем за три месяца. При этом процедуру отключения нужно правильно оформить. Ведь иногда «умельцы» вместо оплаты долгов самостоятельно подключаются к общедомовым сетям, а это уже дает основания дому обратиться в правоохранительные органы.
УК, ТСЖ должны использовать все эти механизмы, а жильцам многоквартирных домов хочется сказать: не будьте равнодушными, отстаивайте свои интересы, создавайте сообща в доме цивилизованную жизнь. Немного поработать вместе – а потом она войдет в привычную колею.
– Олег Михайлович, в своем интервью вы предупреждали жильцов, чтобы они были очень аккуратны, когда им предлагают подписать протоколы об оплате расходов на ОДН или переходе на непосредственный способ управления, поскольку при нем опять же жильцы будут оплачивать поступивший в дом ресурс полностью. Для дома оптимальный вариант – хорошая работа управляющей компании. На ваш взгляд, это возможно?
– В городе есть дома, в которых совместными усилиями жильцов и управляющей компании давно наведен порядок.
Сейчас есть очень хорошие примеры, когда управляющие компании и жители наметили планы по уменьшению расходов на ОДН, договорились о совместных действиях, распределили, кто и что будет делать и в какие сроки. Управляющие компании налаживают системный контроль, а жители приняли решение по наклейке лент. В одном из домов, есть и такое, жильцы взяли на себя расходы на ОДН по воде, поскольку в их домах действительно ведется промывка мусоропроводов, систем теплоснабжения из общедомовых инженерных сетей. Люди вместе считают, анализируют – и это достойные подражания примеры совместной работы, когда УК помогает жильцам дома, а они поддерживают свою УК.
А есть УК, которые как ничего не делали по уменьшению расходов на ОДН, так и не делают, а только рассказывают о своей тяжелой жизни и стараются незаметно заставить подписать старшего дома протокол о том, что жители все расходы возьмут на себя. Вот тут надо иметь принципиальную позицию.
– Есть ли в городе компании, которые действительно можно показать горожанам в качестве примера? И какую работу с УК проводит сегодня комитет городского хозяйства?
– Компании – есть. После прошлой публикации в «Вечерке», в которой была изложена моя довольно жесткая позиция в отношении УК, ко мне обратилось несколько руководителей, которые готовы были поделиться своим опытом управления и обслуживания МКД. Вместе с жителями они работают над уменьшением расходов на ОДН, наметили конкретные мероприятия по содержанию домов, в общем, готовы работать в законодательном русле. Честно сказать, другого пути у тех, кто намерен долго работать на рынке жилищно-коммунальных услуг, нет. Это бизнес, при хорошей постановке дела далеко не убыточный. Надо просто работать.
Пользуясь предоставленной мне «Вечеркой» возможностью, хочу обратиться к руководителям управляющих компаний: если вам удалось покончить с перерасходами на ОДН, если вы выстроили эффективную систему взаимодействия с собственниками помещений, старшими дома, с участковыми, миграционной службой – приходите в комитет городского хозяйства, делитесь опытом. С возникающими проблемами, а их будет немало, тоже нас не обходите. А мы будем обобщать информацию и рассказывать о вас и вашем опыте как вашим коллегам, так и горожанам. Это нужно всем.