Проблема: велосипедисты
На днях Ставрополь отметил очередной День молодёжи. Но мы решили в честь праздника не давать, как обычно, отчёты с городских мероприятий (об этом читайте во вчерашнем выпуске «Вечёрки»), а поднять одну из самых наболевших для нас проблем. А именно – отношение к велосипедистам. Ситуация плачевна, вопрос назрел, есть и повод – недавно прошла акция в поддержку письма президенту, посвящённого нашим бедам. Отчёт с мероприятия и наше видение проблемы читайте в сегодняшнем выпуске.
Велосипедист как часть общества
19 июня стал необычным днем для Ставрополя. По центру города ходили радостные выпускники училища связи, периодически проносились свадебные кортежи, а по главным улицам проехала очень длинная колонна велосипедистов. Среди них был и я. Все мы участвовали в велопробеге, целью которого была поддержка и сбор подписей под открытым письмом велосипедистов России Президенту Российской Федерации. Хотя, если говорить менее формально, целью было обратить внимание на условия или, скорее, отсутствие таковых для развития велодвижения, а также показать, что велосипедист является полноправным участником движения.
Если вы хотите ознакомиться с обращением к президенту и поставить свою подпись, его можно найти в Интернете по адресу: www.velotransunion.ru/president/
В нем говорится о том, что в России велосипед является одним из самых доступных и популярных видов активного отдыха, полноценным транспортным средством, эффективным решением проблемы недостатка физической активности у граждан. Благодаря этому количество велосипедистов в стране за последние годы резко возросло и сейчас составляет примерно 30 миллионов. Но при этом – есть много проблем, с которыми сталкиваются любители этого транспорта.
Среди них – игнорирование интересов велосипедистов при разработке генеральных планов городов и в Правилах дорожного движения, недостаточное внимание к молодежи, занимающейся велоспортом (почти полное отсутствие специальных мест для занятий), сложности с перевозкой велосипеда в общественном транспорте (как ближнего, так и дальнего следования), а главное – отсутствие в целом общегосударственной политики, направленной на поддержку активного, здорового образа жизни, включая занятия велоспортом и велотуризмом. В письме предлагается создать государственную межведомственную комиссию или другой орган, которые бы занимались решением этих проблем. Есть также предложения и идеи относительно путей решения.
Многие участники узнали о пробеге в поддержку обращения через Интернет. Вначале – на сайте самого крупного сообщества велосипедистов края «Велокавказ», потом сообщение о пробеге стало распространяться в блогах, копироваться на страничках в социальных сетях, а те, кто прочитал и собрался пойти, часто звали друзей. Таким образом, к 11 утра на Комсомольской горке у «Солдата» собралось несколько сотен велосипедистов, заряженных хорошим настроением и чувством, что они делают правильное дело и готовы отстаивать свои права.
Выстроившись в колонну по двое, мы отправились в путь собирать удивленные взгляды прохожих. Наша дорога лежала через площадь Ленина, где кто-то расстроенно заметил, что у работников Дома правительства сегодня выходной, и такого удивительного действа они не увидят. Дальше колонна стала продвигаться по улице Ленина, разбиваемая на отрезки светофорами (нас было так много, что мы могли стоять одновременно на двух светофорах).
Заранее участники пробега договорились о том, что должны показать свою дисциплинированность, а потому на дороге не было проблем и эксцессов, а все обычные трудности, с которыми мы всегда сталкивались, преодолевали вместе: пробирались через дорожные выбоины, разрешали конфликты с автомобилистами. Были водители, которые даже удостоились аплодисментов участников – они ехали по правилам, с уважением к участникам пробега. Но были и те, кто вел себя как обычно, что в итоге создавало опасность для всех участников движения. Однако велопробег наверняка обратит внимание общественности и на эти проблемы.
Местом финиша была площадь 200-летия, на которой устроили что-то вроде круга почета. Активисты сообщества «Велокавказ», которые и были вдохновителями пробега, поблагодарили всех приехавших участников. Но сразу расходиться никто не стал. Одни начали собирать себе компанию для какой-нибудь «покатушки», другие еще обсуждали сам пробег, его результаты, реакцию, которую он должен вызвать. Один из прохожих, видимо, ошалевший от такого количества велосипедистов на площади, заявил: «Просто об этом Путин не знает, а когда узнает, вас всех посадят». Увы, во многом он отразил отношение горожан к нам.
Скоро площадь опустела, и все поехали кто куда. Кто-то на работу, кто-то кататься или домой. Нам приходится ездить по неприспособленным дорогам, иногда - по тротуарам, как-то взаимодействовать с водителями, пешеходами, объезжать кочки и ямы и вообще решать много проблем, связанных с таким, казалось бы, замечательным занятием. Все участники показали на пробеге, что культура велосипедистов в Ставрополе, вопреки сложившимся стереотипам, находится на очень высоком уровне. Мы – не просто полноценные жители этого города, уважающие его законы, но ещё и самостоятельное, растущее сообщество. Нас затрагивают многие важные вопросы, и мы доступными средствами показали своё видение проблемы. Вопрос о том, какой будет реакция властей, пока остаётся открытым.
Никита ПЕШКОВ.
Ставрополь на колесах
Можно долго и с натугой заниматься оздоровлением нации. Говорить много умных слов, составлять программы, рисовать проекты дорогущих спорткомплексов (привет котловану у «Салюта»). А можно наконец начать что-то делать. Без особых затрат и строек века превратить Ставрополь в современный и здоровый город. Утопия? Хорошо, снизим планку. Хотя бы не мешать быть современными и здоровыми тем горожанам, кто действительно хочет этого. Речь, как вы догадались, пойдёт о велосипедистах.
Когда я купил себе байк, воспринято это было неоднозначно. Дураку четверть века (из которых последние лет 15 не сидел на велосипеде), устроился на хорошую работу, и свою первую зарплату он тратит на двухколёсную игрушку. Потом окружающие, доселе уверенные, что моё новое увлечение продержится недели две, как-то привыкли. А затем стали присматриваться. Видимо, наблюдать за тем, как вечно сонный и падкий на простуды хлюпик превращается в бодрого и вполне энергичного человека, было приятно. Вскоре некоторые из моих друзей сами понесли свои кровные в веломагазины…
За прошедшие несколько лет Ставрополь охватил настоящий бум. Несколько тысяч горожан пересели на велосипеды, вызывая восторг одних (понимающих и адекватно мыслящих людей) и раздражение других (в лучшем случае недалёких ретроградов). Причём сейчас катаются не только и не столько подростки, а люди уже состоявшиеся. Велосипед для них (да что там – для нас!) – это вполне осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, а главное – от навязанных нам стереотипов.
Главный из них - то, что «это не круто». Вот машина – другое дело. Оговорюсь, я вовсе не собираюсь противопоставлять автомобиль и велосипед. У них вообще разное предназначение. Не в России, конечно, а в более цивилизованных странах. Автомобиль – чтобы поехать в другой город, в торговые центры за крупными покупками. А на «велике» хорошо ездить на работу, если сезон. А также на учёбу, в кинотеатр или магазин за хлебом. Но в России - и Ставрополе в частности - это пока невозможно.
Основная причина – двухколёсный транспорт будет просто негде оставить. Администрации учебных заведений, торговых и развлекательных центров не озаботились тем, чтобы организовать велостоянки (к слову сказать, затрат на них – пара тысяч рублей, площадь занимают минимальную), отдавая всю возможную территорию автомобильным парковкам. При этом на форумах вузов время от времени эта тема всплывает. Но быстренько модерируется либо вовсе остаётся без ответа. На правах бывшего студента и друга многих нынешних студентов я официально заявляю: в каждом ставропольском университете обучаются по нескольку сотен велосипедистов. И их количество неуклонно растёт, даже среди тех, кто приехал из других населённых пунктов. Если для любителей езды на велосипеде будут созданы минимальные условия, количество таковых возрастёт в разы. Вопрос в том: нужно ли это руководителям вузов? Или они отдают предпочтение «золотым» мальчикам и девочкам, которые ездят на подаренных родителями «тачках» и, соответственно, более охотно оказывают финансовое вспоможение работе родной альма-матер? Других оправданий прямой дискриминации велосипедистов я придумать не могу.
То же самое можно сказать и в отношении крупных торгово-развлекательных центров. Выделить несколько квадратных метров под велопарковку труда не составляет. Почему-то на данный момент это не сделано нигде за исключением одного магазина спорттоваров. Хотя, как правило, велосипедисты - это вполне платёжеспособная часть населения. И любой кинотеатр или кафе, около которых можно без опаски оставить свой велик, несомненно, приобрели бы популярность среди молодёжи.
Что же нам остаётся? Можно, конечно, подождать пару десятков лет, когда нынешние начальники разных звеньев уйдут на заслуженный отдых и им на смену придут более конструктивные люди. Но, разумеется, жить нам хочется здесь и сейчас. Ребята из «Велокавказа» - крупнейшего велосообщества края – организовали акцию в поддержку открытого письма президенту. Под документом, где излагаются все наши беды и предлагается их решение, подписались уже несколько тысяч человек. Неплохо, конечно, чтобы Медведев, известный своей любовью ко всему здоровому и продвинутому, обратил своё внимание и на нашу проблему. Но куда больше хочется внимания от местных властей. Ставрополю, конечно, далеко до многих европейских городов, где всё руководство ездит на работу на велосипедах. Но добиться принципиального улучшения ситуации можно при совершенно минимальных усилиях.
Разумеется, лучше всего было бы иметь отдельные велосипедные дорожки, пункты проката и личный пример высокопоставленных лиц. Но мы обойдёмся и более скромным вариантом. Понимаем, что проезжая часть на большинстве улиц и без того слишком узкая (особенно с учётом оставленных едва ли не посреди дороги автомобилей). Что нормального проката у нас в ближайшие годы не будет, да и не тот у ставропольцев менталитет, чтобы им пользоваться. Наконец, что никто из хозяев жизни не поменяет свой дорогой (и, как правило, большой – по Фрейду) автомобиль на скромный велосипед – понты на Кавказе традиционно решают всё.
Но решить проблему с парковками можно быстро. Она, кстати, очень напоминает ситуацию с пандусами для колясок. Сколько люди бились, в прямом смысле этого слова, на бесконечных лестницах нашего города! И всем начальникам от мала до велика было точно так же наплевать на страдания инвалидов и матерей с колясками. Но проявили власти волю, надавили где надо – и практически везде в Ставрополе сейчас есть пандусы, пусть и не всегда пригодные для использования. Организовать в местах сколь-либо массового скопления молодёжи небольшие велосипедные стоянки (для тех, кто не знает, это простенькая металлическая конструкция, к которой можно приковать свой байк в обзоре камер видеонаблюдния, которые около каждого учреждения и так уже есть) в сто раз проще.
Второй (но по сути – главный) вопрос – обеспечение безопасности на дорогах в контексте всё возрастающего числа велосипедистов. Тут уже надо подключаться нашей любимой ГИБДД. Благо, в Правилах дорожного движения все эти вопросы изложены вполне чётко. Осталось донести их до конечного потребителя. В случае с велосипедистами это может быть пара уроков в школах и вузах – они и так проводятся, но пока что лишь в контексте взаимоотношений пешеходов и водителей. Автомобилистам тоже неплохо бы внушить на занятиях в автошколах, что велосипедисты – полноправные участники дорожного движения. Ибо вопиющее хамство водителей, временами едва ли не охота на байкеров служит причиной большинства аварий. Некоторое время назад нашу сотрудницу Лену Гриненко, когда она ехала на велосипеде, сбила иномарка… на тротуаре! Причём водитель вышел, посмотрел на девушку без сознания и покорёженный «велик», и, видимо, удовлетворившись, поехал себе дальше. Таких случаев сотни, и до бесконечности закрывать на них глаза не получится. У нас же вроде не джунгли, а правовое государство…
Как бы то ни было, велосипедисты в Ставрополе – уже большая и значимая часть населения. Отношение к нам – это лакмусовая бумажка для любого начальника, автомобилиста и просто горожанина. А вот вопрос о том, станем ли мы со временем европейским городом, где уважают право каждого и созданы нормальные условия для жизни, или скатимся к азиатчине с погоней за дешёвыми понтами и беспределом на улицах – решается сейчас.
P.S. Глава города Николай Пальцев уже пообещал, что при проектировании новых дорог и микрорайонов Ставрополя будут учтены интересы велосипедистов и создана вся необходимая для них инфраструктура.
Станислав Маслаков.