Профилактика – в приоритете

.

На заседании сенатского Совета по местному самоуправлению обсудили совершенствование контроля за деятельностью ОМСУ и муниципальных учреждений

На минувшей неделе в режиме видео-конференц-связи состоялось заседание Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания. Участие в нем принял постоянный член консультативного органа – председатель Ставропольской городской Думы Георгий Колягин.

На заседании прозвучало, что вопросы совершенствования системы контроля за деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных учреждений чрезвычайно актуальны в условиях сложной геополитической ситуации. Эта проблематика постоянно находится в центре внимания Совета Федерации, его комитетов, Совета по местному самоуправлению при Совфеде, сенатской Комиссии по мониторингу законодательства Российской Федерации в сфере государственного и муниципального контроля.

Эксперты отмечают, что в контрольно-надзорной деятельности прежде всего нужно найти баланс между необходимостью, с одной стороны, контролировать работу органов местного самоуправления, в том числе в части соблюдения ими прав и законных интересов граждан, а с другой – не создавать органам МСУ препятствия в осуществлении возложенных на них полномочий.

Проблему излишней законтролированности надзорными органами выделил в ходе предметного обсуждения первый зампред Совета Федерации, председатель Совета по местному самоуправлению Андрей Турчак, указав, что на нее уже обращал внимание Президент. В последние годы предприняты определенные меры в сфере совершенствования контрольно-надзорной деятельности: установлены виды контроля и избыточные требования, запущен цифровой портал КНД, создан единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Однако, несмотря на проделанную работу, все еще остается ряд проблем, которые негативно отражаются на деятельности ОМСУ. Самая большая из них – это нагрузка на муниципальные бюджеты по исполнению предписаний контрольно-надзорных органов и судебных решений, в том числе предусматривающих выплаты штрафов. Как правило, размер задолженности составляет существенную часть доходов муниципальной казны, из-за чего погасить ее не представляется возможным. В качестве эксперта по этому вопросу выступила зампред правительства Ставропольского края, министр финансов Лариса Калинченко.

«Наш минфин представил наглядную таблицу, проведя параллель между размерами собственных доходов муниципальных образований и суммами выданных предписаний. Сравнение оказалось не в пользу первых. В некоторых случаях суммы взысканий не просто составляли значительную часть, а кратно (иногда в 5 раз!) превышали размеры муниципальных доходов. При этом надо понимать, что по своей сути наложенный на муниципалитет штраф – это переложение средств из местного «кармана» в государственный, которое нисколько не способствует решению вопросов местного значения и исполнению органами МСУ своих прямых обязанностей. Именно поэтому мы считаем, что надзорная деятельность должна развиваться в парадигме строгой последовательности «профилактика – контроль – ответственность», где приоритетным направлением должно стать предупреждение нарушений, а штрафные санкции должны накладываться в исключительном случае. Детальной проработке этого вопроса будет посвящено отдельное совещание с Генеральной прокуратурой», – рассказал Георгий Колягин.

Другая проблема контроля в отношении ОМСУ вытекает из правового дуализма: в системе КНД органы местного самоуправления выступают одновременно и как публично-правовые образования, реализующие властные полномочия, и как хозяйствующие субъекты, осуществляющие полномочия правообладателя. Поэтому в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления надзор проводится уполномоченными государственными органами как в рамках Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Государственный контроль за органами местного самоуправления при осуществлении ими властных полномочий реализуется согласно статье 77 Федерального закона № 131-ФЗ. Установленный в ней механизм госконтроля за деятельностью органов и должностных лиц МСУ при исполнении ими властных полномочий в настоящее время не предусматривает возможности применения риск-ориентированного подхода, профилактических мероприятий, в том числе профилактических визитов, механизмов продления сроков исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, процедур досудебного обжалования и иных инструментов, зарекомендовавших себя в ходе реализации Федерального закона № 248-ФЗ.

Все поднятые на заседании вопросы нашли отражение в итоговом решении Совета по местному самоуправлению. Так, Правительству Российской Федерации рекомендовано, в частности, изучить вопросы совершенствования правовых механизмов через установление приоритета профилактических мероприятий перед контрольными в отношении деятельности органов и должностных лиц МСУ; внедрение инструментов досудебного обжалования решений контрольных органов; корректировку системы установления штрафов, в том числе с учетом реальной возможности их уплаты органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также бюджетной обеспеченности муниципальных образований; применение риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля за деятельностью ОМСУ при решении ими вопросов местного значения.

Генеральной прокуратуре России рекомендовано проанализировать практику осуществления надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения в целях выявления и решения проблемных вопросов в указанной сфере, выявления наиболее часто совершаемых правонарушений, а также подготовки для органов местного самоуправления рекомендаций по предотвращению нарушений.

В субъектах Российской Федерации предложено создать совещательные органы для обеспечения взаимодействия надзорных ведомств с органами местного самоуправления и выработки согласованных подходов в области контрольно-надзорной деятельности. Самим органам местного самоуправления рекомендовано разработать и согласовать с контрольными органами «дорожные карты» по устранению выявленных правонарушений.

Тиражировать положительный опыт взаимодействия органов МСУ с органами госконтроля будет Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления.

Ставропольская городская Дума, Совет Федерации Федерального Собрания, Генеральная прокуратураРоссии, Правительство Российской Федерации, Совет по местному самоуправлению, ОМСУ, Георгий Колягин, местное самоуправление

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление