Проверки на дорогах

Наталья Тарновская

Мы с семьей съездили в Домбай. Отдохнуть, разумеется, а не бороться за возникновение правового государства. И отдохнули, надо признать, очень хорошо: горцы славятся своим гостеприимством, кухня отменная, погода великолепная, грибы, воздух, красота!

Догадайтесь с одной попытки, кто может легко и безосновательно испортить отпуск автопутешественнику? Правильно. И кстати в любой точке нашей необъятной многострадальной родины. Но в республиках ГИБДДшники особенно свирепы к приезжим – местные автолюбители в своём абсолютном большинстве либо родственники, либо знакомые, либо знакомые знакомых самих тружеников свистка и жезла; либо, что ещё более уважаемо, имеют те же сложные связи с представителями местной элиты.

Так что несчастных по-человечески понять можно: если не ободрать туриста, даже пусть и ничего не нарушившего, экономический смысл в избранной профессии теряется. Потому редкая машина из соседнего региона доедет до середины республики, не пожертвовав купюру-другую представителю дорожной власти.

Зная особенности менталитета местных сотрудников ГИБДД (в горы ездим по нескольку раз в год), запаслись всеми необходимыми аптечками, огнетушителями, знаками аварийной остановки, детей посадили в автомобильные детские удерживающие устройства, пристегнулись ремнями безопасности и поехали. Медленно и печально. По узкой двухполоске единственной республиканской трассы, на которой довольно редко дорожная разметка позволяет обгон флегматичных осликов, везущих тележки. Соблюдали правила, не поддаваясь соблазну пристроиться за каким-нибудь местным водителем, выписывающим кренделя через две сплошные и обратно. Не пытались за широкой спиной другого промчаться по встречной со скоростью света мимо очередного поста ГИБДД, выходящего всем составом радостно помахать фуражками нарушителю.

Нет. Мы не преступили ни одной запятой ПДД или какого другого нормативного акта. Нас останавливали, проверяли всё: от сроков действия нашей страховки до содержимого багажника, и, не зная, к чему бы придраться, отпускали. Пока уже на обратном пути мы не доехали до одного весьма хлебного места. Там кольцевое движение с нескольких направлений, и организован весь этот процесс наперекор здравой логике. Причём о неожиданной траектории, которую предстоит проделать водителю, последний узнаёт только из разметки, уже оказавшись в эпицентре событий, то есть на кольце. Дорожные знаки о предстоящем по причине отсутствия не информируют. На реакцию автомобилисту отпускается время, которое необходимо машине на преодоление нескольких метров пути, и ни секундой больше.

Потому сто человек из ста, проезжающих по этой развязке впервые, не успевают перестроиться до начала сплошной линии разметки, которую по правилам пересекать нельзя. Результат – очередь из проштрафившихся. Нам эта восточная мудрость была известна, потому перестроились в нужную полосу за несколько метров до сплошной…

Остановивший нас лейтенант пригласил сидевшего за рулём мужа в свой автомобиль, где на заднем сиденье находились ещё двое служителей закона. Я предусмотрительно положила в нагрудный карман супруга редакционный диктофон, на который записывала наброски для будущих статей с места отдыха. Вернулся муж только через сорок минут.

Из диктофонной записи:

– Ты пересёк сплошную, знаешь, какие сейчас за это штрафы? Вплоть до лишения прав. Вот сейчас прав лишим.

– Я перестроился заблаговременно…

– Я не понял, хочешь сказать, что ты умный, а он тебя остановил, значит, дурак?

– Я хочу сказать, что я не нарушал…

– Короче, твои предложения.

– А ваши?

– А мы свидетелей сейчас найдём, которые скажут, что нарушал. В суд пойти хочешь? А может, ты пьяный, сейчас на освидетельствование тебя повезём.

В таком духе семь минут записи. За это время шесть раз напарник остановившего нас лейтенанта провоцирует назвать его сослуживца подходящим эпитетом. Приведенный мною «дурак» – самый приличный. Честно говоря, похоже, что представители власти очень хотели быть оскорбленными при исполнении и при свидетелях…

– Всё, забираем права. Через суд будешь их возвращать.

– Ну через суд, значит, через суд. У меня брат капитаном милиции служит, поможет. Составляйте протокол.

(Небольшая пауза, явно задумались. Но марку держать надо).

– Да хоть полковник ФСБ. Чем он тебе в карачаевском суде поможет…

– Пишите протокол.

На протоколе муж в графе, где «нарушителю» предлагается объяснить причины нарушения написал: «Сплошную линию разметки не пересекал. ПДД не нарушал». Ниже: «Прошу рассмотреть дело по месту жительства».

– Слышь, ты с семьей что ли едешь?

– Да.

– Да отпусти ты его, он с детьми едет.

Права отдали. Протокол разорвали и выбросили. Дома мы узнали из Кодекса административных правонарушений, что за пересечение сплошной без выезда на встречную полосу, которое нам инкриминировали, инспектор может вынести предупреждение или оштрафовать. Размер штрафа до 100 рублей.

– Сказали бы, что им сто рублей для счастья не хватает, я бы лучше заплатил, чем время и здоровье на них тратить, – возмущался муж. – Они же практически права мне предлагали выкупить.

Вот так разводят на тысячи, там где дело выеденного яйца не стоит. Потому в следующий раз, когда полезете в карман за подачкой для очередного взяточника, помните: не всегда решить проблему на месте экономически выгоднее, чем заплатить законный штраф.

Фото Юрия Рубинского

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление