«Прямая линия». Не бойтесь дальних гарнизонов

Елена Павлова
«Прямая линия». Не бойтесь дальних гарнизонов
Вчера в редакции «Вечернего Ставрополя» состоялась «прямая линия» с военным комиссаром Промышленного района Ставрополя Сергеем Николаевичем Гайдуковым. В связи с проведением осеннего призыва большинство вопросов было именно на эту тему.

Некоторые вопросы требовали знакомства с личным делом призывника. Действительно, по телефону трудно оценить, почему при росте 163 сантиметра парень весит 49 килограммов. Одно дело, если у него просто конституция такая – миниатюрная, другое – если недобор веса является следствием хронических заболеваний.

- Обычно в таких случаях, - говорит Сергей Николаевич, - призывник получает отсрочку на полгода и в течение этого времени проходит полное обследование. Рекомендуется ему и калорийное питание. А потом врачебная комиссия принимает решение, годен ли он к прохождению воинской службы.

Или вот, например, близорукость. Тоже надо выяснять, имеются ли сопутствующие заболевания. Прогрессирует близорукость или нет. Несколько фамилий Сергей Николаевич взял на заметку, ответить конкретно обещал при знакомстве с личными делами.

- Мы готовим нашего сына к армии, но у него плоскостопие и сколиоз. Сейчас существует понятие «годен с ограничениями»?

- Есть. Но тут все зависит от степени заболевания. С первой степенью плоскостопия и сколиоза. призывается стопроцентно. Со второй и артрозом призыву не подлежит. Если артроза нет, годен с ограничениями.

- А в какие роды войск он может быть призван? Необязательно в стройбат?

- Вовсе не обязательно. Просто он у вас не будет спецназовцем, десантником или морпехом, но в армии множество специальностей, которым парень вполне может соответствовать. В частях обеспечения, в тыловых частях. Правда, бывают случаи, когда призывающиеся «с ограничениями» оказываются невостребованными. То есть в воинские части, где они могли служить, в данную призывную кампанию отправка не планируется. Тогда мы просто даем им отсрочку на полгода.

- А вы можете заранее планировать, куда будете отправлять.

- Нет, мы можем сказать, куда отправляем сейчас – на Дальний Восток, в Подмосковье, Калининград, воинские части Северо-Кавказского округа. А перспективным планированием занимается Генштаб, после чего спускает цифры на округ, а оттуда уже к нам поступают директивы, сколько человек и в какие части мы должны отправить.

- В «горячие точки» могут нынешние призывники попасть?

- Министерство обороны заявило четко: в Чечню военнослужащих срочной службы отправлять не будут. Воинские части, несущие службу в этой республике, формируются только на контрактной основе. А Внутренние войска МВД в стадии решения этого вопроса.

- Мой сын призван в мае. Сейчас заканчиваются его полгода в «учебке» в Зеленокумске. Куда он может быть направлен?

- В одну из частей Северо-Кавказского округа.

- Значит, возможно, в Ингушетию, Осетию… Но у него маленький ребенок.

- Это наверняка отражено в его личном деле. Но я вам советую обратиться непосредственно к командиру части с этим заявлением.

Как пояснил Сергей Николаевич, на тех, кто имеет детей, или же на иждивении которых находятся родители (в случае если других близких родственников у них нет), принцип экстерриториальности, действующий при распределении призывников в воинские части, не распространяется. Они имеют право служить вблизи от дома. Но это необязательно Ставропольский край, может быть, например, Ростовская и Волгоградская области. Но во всяком случае в Якутии он оказаться не должен. Да и в тревожной Ингушетии и Дагестане – тоже. Родственникам всех остальных, кто опасается отпускать сыновей в дальние гарнизоны, военком советовал серьезно подумать, прежде чем хлопотать о том, чтобы определить своего мальчика поближе к дому. У сослуживцев может сразу сложиться к нему негативное отношение – мол, поближе к маме остался, значит, блатной. И ему может прийтись тяжелее здесь, чем если бы он служил в тысячах километрах от дома. Конечно, если возникают проблемы, их надо решать. В крайних случаях - через обращения в военкомат по месту призыва или военную прокуратуру.

- Бывают такие случаи. К нам обращаются родители, мы делаем запросы в прокуратуру. Но лучше до этого не доводить. Конечно, очень многое зависит в части и подразделении от командира. Но многое зависит и от самого парня, который приходит в часть. К армии надо быть готовым. И не только физически. Морально тоже. Вы понимаете, внеуставные отношения есть в любом мужском коллективе, даже в детском саду. Если два мальчишки положили глаз на одну и ту же машинку, играть с ней все равно будет один – который сильнее, хитрее, упорнее - в конце концов. В армии служить непросто. Служба простой не бывает. Но закаляет силу, волю, дух. Я сам это прошел. Воля воспитывается через преодоление – на марш-броске, когда силы на исходе, но ты выполняешь задачу, даже когда хочется спать, а ты не можешь из-за того, что сломалась механическая картофелечистка и надо перечистить гору картошки… Когда ты тащишь за собой товарища, потому что без твоей помощи он не сдаст норматив… Можно перечислять множество моментов, на первый взгляд, мелочей, которые в конечном итоге вытачивают мужской характер и формируют личность. Меняется мироощущение. Мальчишки за два года становятся другими людьми.

- Сын окончил музыкальную школу по классу фортепиано, теперь оканчивает обучение по классу духовых инструментов. Возможно ли…

- Возможно. Но будет ли востребовано в армии его музыкальное образование?.. Это в какой-то мере лотерея. Попадет в часть, где есть оркестр, может, и будет служить в оркестре. Но это решает уже командование части, а не военный комиссар. Хотя мы тоже собираем все данные о призывниках, их навыки и таланты всегда указываются в личном деле.

- Можно ли до окончания срочной службы перейти на контракт?

- Да, можно через полгода. Но на рядовые и сержантские должности.

- Много ставилось объявлений о приеме на контракт. Сколько людей к вам людей обращалось?

- Как раз больше обращений было от желающих служить в Чечне. Но там хотя бы денежное довольствие 15 тысяч. А вот в 205-ю бригаду в Буденновск тяжело идет формирование. Все упирается в материальное стимулирование. 6 тысяч в месяц мало кого устраивают. В ставропольские части много желающих призваться – особенно женщин. Но нам в армии нужны и мужчины, которые с оружием в руках будут защищать Родину. С ними проблема.

Были вопросы и от офицеров запаса. На вопрос, стоит ли добиваться в судебном порядке выплаты пайковых (о ситуации с ними «Вечерка» подробно рассказывала в материалах «Пайковой бунт» и «Паек под грифом «секретно»), военком однозначно ответил: «Стоит!». А вот интересовавшегося, не собирается ли военкомат расширять свои площади, обнадежить не смог. Конечно, Промышленный комиссариат самый крупный в крае. Людей много, в коридорах тесно. С 1 января 2005 года военкоматы были выведены из финансирования местных органов власти. Раньше было полегче – все же шла какая-то лишняя копейка. Теперь финансируются только из Минобороны. С неудобствами приходится мириться. Но работа кипит. Кстати, в конце беседы Сергей Николаевич отметил, что вопросов глобального характера – по призыву и отсрочкам - было немного.

- Раз основные вопросы людям понятны, значит, военкоматы хорошо работают, - сказал он нам на прощание.

- Мы с этим согласились.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.



Последние новости

Все новости

Объявление