Прямое попадание в «сорокапятку»
В городе-герое Смоленске впервые проходила Всероссийская олимпиада школьников по мировой художественной культуре (МХК). Вопреки жесточайшей конкуренции (только из Москвы и ее области приехали около пятидесяти человек), наша землячка Мария Кристалинская, ученица одиннадцатого класса МОУ СОШ № 1 города Ставрополя, стала не просто участницей, но и показала наш город на достойном уровне – стала призером, что уже ставит уровень знаний, преподносимых на нашей земле, на один уровень с элитными школами столицы). Рассказ о своей поездке Маша прислала в редакцию «Вечернего Ставрополя».
Смоленск – старинный город в верховьях Днепра, впервые упомянутый ещё в 862 году в «Повести временных лет». Здесь каждый кусочек земли рассказывает о великой истории и культуре нашего народа: повернёшься в одну сторону – тебе открываются памятники войны 1812 года (ведь именно здесь развернулось одно из жесточайших сражений с войсками Наполеона, в то время город выгорел дотла); разворачиваешься - и видишь архитектурные реликвии, напоминающие уже о Второй мировой; устремишь взгляд вдаль - церквушки, построенные ещё до монгольского нашествия, храмы семнадцатого и восемнадцатого веков, монастыри… Мемориал «Катынь», расположенный совсем недалеко от города, известен во всём мире – на этой территории было совершено массовое убийство польских офицеров и советских граждан, также недалеко отсюда в 2010 году разбился самолёт польской делегации во главе с президентом этой страны…
Наверняка поэтому город, столь насыщенный историческими и культурными раритетами, получил право проводить заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по мировой художественной культуре (искусство).
К сожалению, сейчас этот предмет в школе либо не изучается совсем, либо настолько минимально, что педагог должен быть всемогущ, чтобы дать детям хотя бы крохи великих знаний… Чаще всего для большинства школьников эта информация так и остается непознанной, а жаль… Скажите, разве не интересно узнать о жизни древних египтян, об эпосе Китая и Индии, погрузиться в атмосферу эпохи Возрождения, узнать о шедеврах мировой живописи?
Но всё же некоторых школьников этот предмет заинтересовал, не прошёл он мимо и министерства образования Ставропольского края. В 2008 – 2009 учебном году в нашем городе была впервые проведена олимпиада по этому предмету – его «пробная версия». В 2009 – 2010-м попытку решили повторить. Но в 2011-м должны были случиться колоссальные изменения… ведь пришло время для проведения уже Всероссийского смотра.
Что ж! Пора и перейти к самой олимпиаде и рассказать о наших «пяти днях счастья».
Торжественное открытие состоялось в Смоленском государственном университете. Вуз встретил нас концертом, на котором выступали ведущие хореографические и вокальные ансамбли города, затем последовало выступление ректора Евгения Владимировича Кодина, а после и председателя жюри: насыщенная и яркая программа уже предвещала необычное развитие.
Над каждым рядом кресел в зрительном зале были развешены таблички, которые коротко рассказывали о приехавших. Смотришь по сторонам: ведь здесь дети со всей России - вот на бэйджике написано «Республика Саха (Якутия)»; проводишь взглядом дальше - встречаешь и жителей Ханты-Мансийска, и Омска, и Алтайского края; и так получается, что приехали попробовать-испытать свои силушки мальчишки и девчонки из всех уголков нашей необъятной страны.
Поближе с некоторыми олимпийцами мы знакомимся уже в комнате, в которой было суждено прожить пять судьбоносных дней. А жили в ней шесть девчонок, все интересные и весёлые, такие разные – здесь и представительницы Санкт-Петербурга, уроженка Йошкар-Олы, посланницы Якутска и Новгорода!
А теперь расскажу и о самой главной части олимпиады, благодаря которой и была выявлена самая талантливая «сорокапятка», в которую мечтал попасть каждый. Из 127 участников члены жюри выбирали десять победителей и тридцать пять призёров, которые получили свои заслуженные дипломы, а в скором времени, поговаривают, получат приоритеты при поступлении в вузы.
Дальше я передаю слово своим новым друзьям. О первом туре рассказывает Елена Кучерова: «Да, этот этап, наверное, был самым сложным и волнующим. Ведь если участники других олимпиад могут хотя бы приблизительно представить, что их ждёт впереди, то здесь сохраняется загадка, ведь всё проходит впервые. Вот наступило долгожданное распределение по аудиториям, выбор своей парты, для кого-то счастливой, а для некоторых и не очень, наконец, появились задания, сложность которых поразила сразу!
Только представьте: составить свою выставку из предложенных картин, разработать музыкальный фильм об Александре Сергеевиче Пушкине, создать почтовую марку к 50-летию со дня полёта первого человека в космос – всё это да ещё тесты и задания, определяющие не только творческий потенциал школьника, но и его знания предмета. Четыре часа для всех этих «сладостей», кажется, так много или мало?! Времени действительно не хватило, многие выходили заплаканные, жаловались, что не успели сделать даже половины… Но всё равно, первый тур закончился, теперь можно хоть чуточку расслабиться».
А теперь впечатления о втором туре из уст Алисы Паянс: «В методических рекомендациях о нём говорилось просто, но таинственно – творческий проект. Что это будет? К чему готовиться? Никто не знал и даже не догадывался! Заходим снова в кабинеты – на столе клей, ножницы, цветные ручки – пугающее начало! Финальное задание стало самым необычным – создать свою книгу об эпохе Возрождения, и не просто придумать план или макет. Требовалось сделать её полностью, начиная от дизайна и заканчивая содержанием, да ещё так, чтобы хоть завтра можно было взять и отнести в печать!»
Наконец, эмоции о нашем свободном времени поведает Александр Естафьев: «Большая часть молодёжи уверена, что люди, которые много знают и учат (в народе их называют просто ботаниками), совершенно не умеют веселиться и отлично проводить часы отдыха! Но все эти утверждения были разрушены на первой же дискотеке. Ребятам не понадобилось никакого «допинга», чтобы порадовать себя и окружающих. Зал был полон, на стульях вместо зрителей – верхняя одежда, все танцуют, нет ни одного сидящего, скучающего, кажется, что все участники олимпиады знают друг друга всю жизнь – улыбаются, общаются, не стесняются подойти, что-то узнать, спросить - сейчас редко такое встретишь».
Ответственно подошли к олимпийским проблемам и заботам организаторы. Практически каждый день проводились всякие бесплатные(!) экскурсии (многие перестали верить пословице: «Бесплатный сыр только в мышеловке»): хочешь увидеть Смоленск? Пожалуйста! Мечтал посетить «Катынь» или «Талашкино»? Без проблем! Может, интересуешься литературой? Тогда автобусная экскурсия, во время которой рассказывают о Твардовском, Беляеве, Исаковском, Хмельницком. И здесь не только слова эрудированного экскурсовода, но и зримые впечатления об исторических памятниках, местах, где прекрасные поэты и писатели проводили большую часть своего времени: дома, учебные заведения…
Замечательная программа, не правда ли? Утром олимпиада, а после обеда хозяева всячески стараются одухотворить детей, и, конечно, дать им отдохнуть. Так и проходили четыре дня, но вскоре пришла, пожалуй, самая впечатляющая часть мероприятия – подведение итогов, вручение дипломов, торжественное закрытие.
«А помогает ли мне как-то в жизни такой своеобразный предмет, как искусство?» – спрашиваю себя, уже вернувшись из Смоленска в Ставрополь. Конечно! Ибо знания о великой зарубежной и отечественной культуре облагораживают человека. Прикосновение к прекрасному, погружение в этот мир сделали меня лучше, эмоциональнее, безусловно, умнее. Не знаю, как бы сложилась моя судьба сейчас, если бы в девятом классе моя любимая учительница по музыке Татьяна Николаевна Островская не попросила бы поучаствовать в первой олимпиаде! За что ей огромное спасибо! Благодаря ей я увидела такой прекрасный город, нашла замечательных друзей, попробовала свои силы, и всё получилось!
Мария Кристалинская