Путь через века
Как часто доводится нам встречать военных — солдата, офицера, генерала! И, сами того не замечая, мы любуемся их формой, которая придает им выправку, стройность, осанку. Красивая военная форма — это лицо военного человека.
А какова была эта форма в прошлом веке, в веке XIX и XVIII, в средних веках? В какой-то мере на этот вопрос может ответить один из планшетов моей коллекции знаков, который называется «Военные костюмы и вооружение русской армии». По этим знакам можно проследить, как изменялась со временем одежда тех, кто в суровые годины испытаний вставал на защиту родной земли. Русский военный костюм прошел длинный путь через века.
Все знаки многоцветные, выполнены в металле. Две серии посвящены 1812 году, который славен в русской истории сражением с французами при Бородино. Здесь представлены русские солдаты от военного барабанщика до генерала. Третья серия представляет воинов России, начиная с XVII века и кончая веком XX.
В жизни регулярной русской армии особую роль играли барабанщики. Знак с изображением барабанщика открывает коллекцию. Фузилеры (в переводе с французского — «стрелок») слышали барабан каждый день. Под его бой они учились ходить строем, делать повороты, совершать перестроения. Во время боя дробь барабанов звала и вдохновляла солдат идти в наступление.
Покрой и цвет одежды барабанщиков был таким же, как у рядовых, но по бортам кафтанов и камзолов, на краях обшлагов нашивался узкий галун (золотая или серебряная тесьма) из трех полос красного, белого и синего цвета. На правом плече барабанщики имели суконные накладки, обшитые по краям трехцветным галуном. Накладки предохраняли мундир от трения барабанной перевязи, идущей через плечо.
В середине XVIII века фузилерные батальоны и пехотные полки были переименованы в мушкетерские. Но по два барабанщика в штате каждой роты оставались. В начале XIX века значение барабанщиков в обучении войск возросло, все плац-парадные учения и даже наказания проходили под барабанный бой. Им были даны новые, более нарядные мундиры с тесьмой на рукавах. Барабаны, как и прежде, изготавливались из медной латуни, с двумя деревянными рамами и шнурами. Барабанные палочки окрашивали в цвет древка полкового знамени.
А вот знак с изображением канонира. Так называли солдат регулярной артиллерии, созданной еще Петром Первым. Они входили в состав орудийной прислуги, ухаживали за пушками и готовили их к стрельбе. Перед Отечественной войной 1812 года канониры были одеты в двубортные мундиры темно-зеленого сукна с черными воротниками и обшлагами с красной выпушкой (кантом). Кивера были ниже прежних и с большим развалом наверху. Они украшались красными шнурами и кистями.
А вот и знак с изображением гренадера. В русском языке это слово появилось в период преобразований Петра, как заимствование из французского, что в переводе означает «граната». Гренадерами называли рослых и физически сильных солдат, обученных бросать гранаты с особой сноровкой. Гренадеры стали штурмовой пехотой, шли в атаку в голове колонны или стояли на флангах войск, построенных в линейный боевой порядок. Как и вся русская пехота, гренадеры были одеты в походную форму из зеленого мундира с красным воротником и обшлагами, красной отделкой фалд и красными погонами. Головным убором служили знаменитые гренадерские шапки с медным налобником, красным верхом и кистью. По ее цвету можно было определить номер батальона. Вооружены были гренадеры ружьем со штыком и тесаком, имевшим эфес (рукоятку) — с большой медной гардой. Патронную сумку носили на перевязи (ремне) через левое плечо, портупею для тесака — через правое. В походе у гренадеров была шинель, свернутая в скатку.
А вот на знаке солдат, держащий под уздцы лошадь. Это кирасир. Заимствовано слово из немецкого и французского и обозначало воинов тяжелой конницы, грудь которых защищали металлические латы-кирасы. В русской армии первый кирасирский полк был создан в 1731 году. В первые годы XIX века тяжелая конница лишилась кирас и получила новые мундиры: двубортные колеты (форменные куртки) из белой кирзы с высокими стоячими воротниками и короткими фалдами. В это же время к обмундированию кирасир прибавилась каска из черной лакированной кожи с пышным волосяным плюмажем (украшением из перьев) наверху. Унтер-офицеры носили на воротниках золотой или серебряный галун. Вооружены были палашом и двумя пистолетами.
Кто из нас не помнит фильмов Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» и «О бедном гусаре замолвите слово»? Режиссер сумел показать гусар, как российских воинов, которые в любых обстоятельствах действовали смело, напористо, быстро, были находчивыми и инициативными. Не случайно русские барышни считали гусар лучшими кавалерами. На знаке из моей коллекции – гусар на лошади с занесенной над головой саблей.
Форменная одежда гусар — это доломан — короткая суконная куртка, расшитая шнурами и украшенная пуговицами, это ментик — такая же куртка, но опушенная мехом и надевающаяся на левое плечо, это чакчиры — узкие суконные штаны, расшитые шнурами, и высокая меховая шапка. Вооружение гусар в конном строю — длинная сабля, карабин со штыком, два пистолета. Амуниция — перевязь с лядункой (сумкой для патронов).
Офицерам гусарских полков полагалось иметь то же самое обмундирование, что и рядовым, но с заменой всех шнуров, галунов и пуговиц на золотые и серебряные. Они носили желтые сафьяновые сапоги с медными позолоченными шпорами. Для гусарских лошадей делали особый конский убор — сарсам. Он состоял из кистей, прикрепляемых к оголовью. Кисти сплетали из тонких кожаных ремней. Седло покрывали сукном с золотым или серебряным галуном.
И снова на знаке воин на коне с пикой в руке. Это улан. В России первый легкокавалерийский уланский полк появился в 1803 году. На плечах уланы носили эполеты (парадные погоны) с шерстяной бахромой из желтого и красного гаруса (мягкой шерстяной пряжи). На воротнике и обшлагах — нашивки. Уланский мундир дополнял строевой кивер с синим, суконным верхом и большим черным козырьком. Кивер украшал особый шнур, спускавшийся с головного убора. Он продевался под правый эполет и лежал на груди двумя петлями. Офицеры уланского полка имели эполеты из серебра, серебряные пуговицы на мундире, серебряный шнур на кивере и серебряный шнур на лядуночной перевязи. Вооружены были офицеры гусарской саблей и двумя пистолетами.
В состав русской армии входили, как известно, и казаки. Один из них — на знаке коллекции. Особенно много славы принесла казачьим полкам Отечественная война 1812 года. В день Бородинского сражения в распоряжении Кутузова был отряд под командованием генерал-лейтенанта Матвея Платова. Его неожиданный удар по французам заставил неприятеля отложить атаку батареи Раевского.
Форма одежды рядовых казачьего полка — это алый суконный полукафтан без пуговиц и воротника, заправленный в бирюзовые шаровары, галстук из черного флера (шелковой ткани), шапка со шнуром и кистями из голубого и малинового гаруса, с султаном из белых перьев. Носили казаки и замшевые перчатки. Цвет пояса указывал на номер эскадрона. В ненастную погоду казак надевал белый суконный плащ. Офицеры отличались от рядовых нашивками из серебряного галуна на груди, серебряными шнурами на шапке. Сабля, пика с красным древком, пистолет у перевязи — вооружение казака.
А вот и один из высших чинов русской армии — генерал. На знаке он изображен сидящим на лошади и с подзорной трубой в руке. Генералы носили мундир одного покроя с офицерами пехоты: темно-зеленый, двубортный с красным воротником и обшлагами, которые имели золотое шитье в виде дубовых листьев. На плечах — золотые эполеты с бахромой из толстых золотых жгутов. Мундир дополняла черная фетровая шляпа, которую украшали розетка (нашивка) черно-оранжевого цвета, петлица с пуговицей из золота или серебра, кисти и плюмаж из черных перьев.
И наконец завершающий штрих коллекции — воины России от XVI века до наших дней. На белой эмали — конник, за спиной его колчан со стрелами, в руках — лук с натянутой тетивой. Рядом — запорожский казак в синих шароварах и папахе, с пикой в руках. Ополченец 1812 года одет в черный кафтан, а в руках его — уже ружье.
Следующий знак относит нас к 1853 году. Это адмирал Павел Нахимов в парадном черном мундире. Во время Крымской войны, командуя эскадрой, он разгромил в Синопском сражении турецкий флот. Позднее он руководил героической обороной Севастополя.
Три следующие знака — это уже Гражданская война. С красным знаменем в руках, с наганом в кобуре на поясе, в черной кожаной куртке и галифе — комиссар. Красноармеец в зеленой, почти до пят, шинели, в буденовке, с винтовкой наперевес. И двое матросов в черных бушлатах и брюках клеш, в бескозырках, с пулеметными лентами на груди.
А это уже Великая Отечественная война. На фоне грозных «катюш» — девушка-регулировщица в зеленой гимнастерке, юбке и пилотке с красным флажком в руке. Сколько их было на огненных фронтовых дорогах?
Завершают серию воины-десант-ники, спускающиеся на белых парашютах на фоне огромного голубого неба, и летчик-пилот сверхзвукового истребителя наших Военно-Воздушных сил. Это уже сегодняшнее время.
Я смотрю на планшет со знаками русских воинов. Простой, металлический знак, но как много он может рассказать об истории нашей армии. Армии, которая в лихую годину первой принимала на себя удары неприятеля. Слава ей! Такой армией можно только гордиться.
Виталий Задорожный, фалерист.
Автор выражает благодарность коллективу филиала № 2 городской библиотеки за помощь в подготовке материала.