Путешествие в Ставрополь, который ушёл под воду и стал автомобильной столицей
Ольга МетёлкинаШирока страна моя родная
Большой ошибкой было бы не воспользоваться шансом и не побывать в Тольятти, в городе - бывшем тёзке нашего Ставрополя. Поэтому я с благодарностью приняла приглашение на традиционный семинар журналистов, пишущих о театре, которым руководит главный редактор журнала Союза театральных деятелей России «Страстной бульвар, 10» Наталья Старосельская.
Ставрополь и Тольятти - пусть и не близнецы, и не «братья», но в какой-то степени «родственники». Для тех, кто не в курсе, следует пояснить, что до 1964 года в Самарской области существовал город с названием Ставрополь. Неофициально к его имени добавляли уточнение - «на Волге», чтобы не путать с нашим Ставрополем - кавказским.
Основанный автором первого капитального труда по русской истории, потомком Рюриковичей, знаменитым Василием Татищевым, Ставрополь-на-Волге старше нашего Града Креста аж на 40 лет! Он тоже был заложен как крепость, с целью защитить российские земли от кочевников, а заодно переселить в те места крещеных калмыков...
«Ну вот, уже Волга, и ехать недолго,
Запахло сосною, и тут перепутать нельзя.
Ты видишь, приятель, вот это - Тольятти,
Вот это мой город, а здесь и любовь, и друзья»,
- поёт в своей песне Олег Митяев. «Ехать недолго» - понятие относительное, потому что железнодорожное сообщение с Тольятти сродни нашему, ставропольскому: регулярные маршруты связывают этот город только со столицей. Летом появляется возможность выбраться на поезде в сторону Адлера и прицепными вагонами - в Питер. При этом в городе два железнодорожных вокзала: большой - «Тольятти», в промышленной зоне недалеко от АвтоВАЗа, и маленький на станции с красивым названием «Жигулевское море» почти на противоположном конце города. Не подскажи мне знающие люди, что именно здесь лучше выходить, чтобы быстрее добраться до центра, я бы полдня выбиралась от указанного в моём билете конечного пункта маршрута.
«Городок ваш хороший, но будет затоплен водой»
Весной Тольятти похож, наверное, на большинство российских городов, недавно выбравшихся из-под снега. Дороги требуют ремонта, на газонах появляется первая трава, деревья в задумчивости ждут задержавшегося где-то тепла, чтобы покрыться зелеными листочками. Но как мне представляется, самые красивые места в любое время года в Тольятти раскинулись на берегу Волги - именно там, где до начала 50-х годов прошлого века находился Ставрополь. Дело в том, что при создании самого крупного на Волге Куйбышевского водохранилища территория старого города была полностью затоплена.Всего же при строительстве этого масштабного объекта под воду ушли 300 населенных пунктов Ульяновской и Самарской областей, республик Марий Эл и Чувашии.
По существующей легенде, затопление Ставрополя предсказал в свое время святой праведный Иоанн Кронштадтский. Посетив в 1894 году город, он отслужил молебен в Троицком соборе, после чего сообщил собравшимся: «Городок ваш хороший, но будет затоплен водой».
В течение двух лет Ставрополь, численность населения которого в середине 50-х составляла всего 12 тысяч человек, «переезжал» на новое место. Большинство деревянных домов жителям разрешили разобрать и перевезти на высокий левый берег реки. Кому-то удалось даже перезахоронить своих близких. Не повезло храмам – они, по мнению властей, не представляли культурно-исторической ценности и подлежали разрушению. Так, самый большой в городе Троицкий собор был взорван, разобран, а всё, что от него осталось, скрылось на дне водохранилища. Но здесь не обошлось без чуда: рыбаки обнаружили на поверхности воды икону святой великомученицы Варвары. Теперь этот образ - одна из главных святынь Свято-Воскресенского мужского монастыря в Тольятти. Рассказывают, что найденная сильно потемневшей, икона стала обновляться, и теперь на ней отчетливо виден лик святой...
«Переселившийся» город только в 1964 году получил новое имя - Тольятти. Удивительное дело, но даже среди его жителей есть те, кто не знает, откуда взялось название. Как говорилось в Указе Президиума Верховного Совета РСФСР, это было сделано, «учитывая пожелания трудящихся города Ставрополя Куйбышевской области, в целях увековечения памяти выдающегося деятеля итальянского и международного коммунистического и рабочего движения, друга Советского Союза Пальмиро Тольятти».
Родина «Копейки»
Современная история города, по большому счету, началась вместе со строительством крупнейшего в СССР Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей в 1966 году. Оно велось совместно с итальянским автоконцерном «FIAT». В апреле 1970 года с конвейера нового завода сошли первые ВАЗ-2101 - знаменитые «Ккопейки». Спустя четыре года в Тольятти, по данным переписи населения, проживало уже 251 тысяча человек (а на январь 2017-го – 710 тысяч).
В начале 90-х события, развернувшиеся на АвтоВАЗе и вокруг него, стали поводом для того, чтобы на долгое время за Тольятти закрепился имидж «криминального центра» России. В то время так называемая волговская ОПГ контролировала десятки дилерских компаний и поставщиков автозавода, а также половину отгружаемой с предприятия продукции. Желающих оттяпать кусок от этого пирога оказалось много, начался криминальный передел в городе. Оперативные сводки в телевизионных новостях чуть ли не ежедневно информировали о кровавых расправах в криминальной среде. К 1997 году Тольятти превратился в российский Чикаго 20-х годов. Не случайно появился КВНовский анекдот: «Здравствуйте, мы из Тольятти! – А что вы сразу угрожаете?!»…
На сегодняшний день основными держателями акций АвтоВАЗа являются «Ростех» и «Renault-Nissan», которым принадлежит более 74% капитала объединения. Лидер российского автопрома, переживший вместе со страной целый ряд экономических пертурбаций, сегодня также испытывает множество трудностей. До недавнего времени завод трудился в режиме четырехдневной рабочей недели. В практике предприятия плановые каникулы, на время которых конвейер завода останавливается. Пресловутая «оптимизация» сказалась и на численности сотрудников: если два года назад коллектив АвтоВАЗа насчитывал 52 тысячи работников, то теперь на 11 тысяч меньше. Очень многое изменилось за последние годы, в том числе и вектор налоговых потоков. Как пишут наши коллеги из тольяттинской газеты «Понедельник», в 2001 году объем вазовских налогов в местный бюджет составлял 5,2 миллиарда рублей, а в первом полугодии 2016-го – всего 74 миллиона…
Вот и получается парадоксальная ситуация - родина ведущего в стране автогиганта в рейтинге крупных городов с самым обеспеченным населением оказалась на последнем месте, то есть по выводам, сделанным специалистами финансового университета при правительстве РФ, Тольятти – самый бедный город. По их данным, около 57% от общей численности населения – малообеспеченные люди.
Но даже если это так, общение с местными жителями и знакомство с Тольятти, лично мне принесли только положительные эмоции. Народ там живет душевный, гостеприимный, город свой любит. Как я уже упоминала вначале, событийным поводом для поездки стал семинар театральных критиков. Он проходил на базе драматического театра «Колесо» имени Глеба Дроздова (о нем скажу отдельно). В течение пяти дней добрым ангелом-хранителем нашей группы была начальник административно-хозяйственного отдела театра Татьяна Кузнецова. «Под занавес» пребывания в Тольятти нам организовали экскурсию по городу. И Татьяна замечательно выступила в роли экскурсовода. На театральном автобусе мы проехали по достопримечательным местам: побывали на Речном вокзале, на волжском берегу, где в середине прошлого века был затоплен Ставрополь, проехали по широким улицам и проспектам Автозаводского района, огромный новый Спасо-Преображенский собор на улице Революционной сиял золотом куполов… Меня удивило, как этот район похож на наш Северо-западный – примерно такая же планировка транспортных артерий и жилой застройки (только там всё масштабнее и гораздо просторнее). А затем вовсе показалось, что случилось невероятное, и наш Ставропольский Дверец культуры и спорта переместился в Тольятти: точно такой же комплекс расположился на улице Юбилейной. Лишь тогда вспомнилась легенда о том, как в свое время проект Дворца культуры по ошибке попал в наш, кавказский Ставрополь, вместо волжского, для которого предназначался. Его разрабатывала группа архитекторов под руководством Г. Хаджина во Всесоюзном институте экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений имени Б. Е. Мезенцева. Получилось, что наш Дворец был построен на четыре года раньше, чем в Тольятти.
Как возле АвтоВАЗа «всплыла» подводная лодка...
Так вышло, что для нас все дороги в Тольятти вели не только в театр, но и… в сторону АвтоВАЗа. Когда театральный «пазик», проследовав мимо синей «свечки» заводоуправления, прозванной в народе «изолентой», со знаменитым фирменным знаком на крыше, вдоль бесконечного вазовского испытательного трека, подъехал к воротам Паркового комплекса истории техники имени К.Г. Сахарова, сразу стало ясно, что такого больше нигде не увидишь. На территории в 38 гектаров разместились сотни экспонатов, которые на своем долгом веку успели полетать, поколесить, поплавать и пострелять – образцы авиационной, космической, инженерной, железнодорожной, автомобильной, бронетанковой, сельскохозяйственной, ракетной техники, артиллерийские орудия и системы вооружения военно-морского флота. И среди них - самая большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «СОМ» «Б-307» ВМФ России! Между прочим, на Центральном боевом посту этой субмарины снимали эпизоды кинокомедии «Особенности национальной рыбалки». Есть там и другая «кинозвезда» - «Студебеккер», снимавшийся в эпизоде погони за Фоксом в фильме «Место встречи изменить нельзя».
Когда-то на месте Паркового комплекса была свалка строительных отходов. Однако нашелся замечательный человек - вице-президент АвтоВАЗа Константин Григорьевич Сахаров, который захотел создать не просто Технический музей АвтоВАЗа под открытым небом с экспонатами техники советской промышленности XX века, а полноценный развлекательный городской парк, с тренажерами и аттракционами, куда горожане и гости Тольятти могли бы приезжать всей семьей на весь день. Задуманное получило реальное воплощение.
В 2015 году Парковому комплексу истории техники имени К.Г. Сахарова, переданному муниципалитету городского округа Тольятти, было присуждено второе место в номинации «Лучшая площадка для развития событийного туризма - природно-рекреационные зоны» финала Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards».
«Колесо» - живой символ Тольятти
Театр «Колесо», основанный в 1988 году народным артистом РСФСР Глебом Дроздовым, - явление по-своему уникальное. Он стал первым профессиональным драматическим театром в Тольятти и первым контрактным - в стране. У него очень интересный репертуар, основу которого составляет классическая драматургия: «Доходное место» А. Островского, «Дон Кихот. No format» по пьесе М. Булгакова, «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Чайка» А. Чехова, «Пять вечеров» А. Володина… «Колесо» обладает своим фирменным стилем, который заложил Г.Б. Дроздов, создавая свой экспериментальный театр. Его особенность в том, что даже самая «классическая классика» на сцене приобретает современные черты. При этом новое прочтение зачастую обогащает уже хорошо знакомые пьесы, не вступая в конфликт с привычным восприятием высокой драматургии.
Сегодня традиции, заложенные Глебом Дроздовым, хранят и развивают его взрослые ученики и молодые актеры труппы, которую возглавляет художественный руководитель Михаил Чумаченко (имя этого режиссера хорошо известно в ведущих театрах России и ряда зарубежных стран). С директором театру «Колесо» тоже повезло: Янина Незванкина - личность творческая и, что называется, человек на своем месте (а еще - потрясающе красивая, обаятельная молодая женщина).
Как ни странно, театр «Колесо» опосредованно связан с нашим Ставрополем. Дело в том, что его главный режиссер Владимир Хрущев некоторое время назад приезжал в Ставропольский академический театр драмы и поставил на его сцене два спектакля: «Визит дамы» и «Без вины виноватые», обе постановки имели большой успех у публики. А еще Владимир Геннадьевич дважды возглавлял жюри Всероссийского театрального фестиваля «Феникс», который проводит Северо-Кавказский федеральный университет.
За пять дней пребывания в Тольятти участники нашего семинара посмотрели семь спектаклей. Обсуждение каждого (в том числе и в присутствии актеров и режиссеров) занимало по нескольку часов - о хорошем спектакле всегда есть что сказать!
* * *
Время пролетело невероятно быстро. И теперь, оглядываясь назад, могу сказать, что мне бы хотелось еще не раз побывать и в городе, который незримыми нитями связан со Ставрополем, увидеть спектакли театра «Колесо», отправиться в путешествие по заповедным местам. Там ведь есть еще и живописные Жигулевские горы с таинственными пещерами, где, по легендам, обитают «ведающие родниками маленькие старички», и загадочные круги на полях, якобы оставленные пришельцами, и просто увлекательные речные круизы по Волге... Так что поводов вернуться в Тольятти еще много.