Пять городских маршрутов станут регулируемыми и избавятся от «дублеров»
Наталья АрдалинаСтавропольские маршрутки периодически «потряхивает»: то внезапно перевозчики поднимут цены сразу процентов на 20, то не выйдут на линию из-за очередного рейда Госавтоинспекции, то еще какая напасть случится.
Жители краевого центра, желающие получить хотя бы относительный комфорт при ежедневных передвижениях по городу, регулярно жалуются на водителей маршруток, на состояние автопарка. О том, что изменится в ближайшем будущем и как преодолеть проблемы в сфере пассажирских перевозок, нам рассказал заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Борис Борисов.
– Борис Григорьевич, в последнее время много разговоров было о том, чтобы передать все пассажирские перевозки в ведение министерства. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Действительно, в нашем регионе было принято постановление, согласно которому министерство дорожного хозяйства края с 1 января 2021 года получило полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Ставрополе и городе-курорте Пятигорске. Таким образом министерство смогло контролировать выполнение условий государственного и муниципального контрактов на осуществление регулярных перевозок по муниципальным маршрутам.
Однако уже летом, с 1 июля 2021 года, утратила силу часть 2 статьи 35 Федерального закона, что привело к исключению функции контроля министерства за городскими пассажирскими перевозками. Но это не означает, что мы ничего не делаем. Во-первых, сейчас министерство ведет активную работу по подготовке изменений в краевые нормативные правовые акты, регламентирующие порядок организации контрольных мероприятий на маршрутах регулярных перевозок. При этом, чтобы не допустить нарушений со стороны перевозчиков в расписании движения городских маршруток, мы регулярно изучаем график движения и проводим анализ его соответствия реальному движению, отслеживаем отправление автобусов от начальных и конечных остановок. В случае выявления нарушений к перевозчику применяются необходимые меры.
– Расскажите, пожалуйста, почему водители маршруток самостоятельно изменяют цены на поездку?
– Дело в том, что в настоящее время перевозки пассажиров на всех муниципальных маршрутах регулярных перевозок в Ставрополе осуществляются по нерегулируемым тарифам.
Это означает, что, в соответствии с федеральным законодательством, они вправе устанавливать тарифы самостоятельно. Конечно, они обязаны заранее уведомлять об этом министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края письменно, размещать соответствующую информацию в салонах транспортных средств, а также на остановках, в частности на начальном и конечном пунктах. Это должно быть сделано не менее чем за 30 дней до предполагаемого изменения стоимости проезда.
Помимо уведомления, целесообразность поднятия тарифа должна быть экономически обоснована. Вы наверняка помните, как перевозчики пытались резко увеличить стоимость проезда в апреле этого года приблизительно на 30%. Тогда проверку и анализ ситуации проводило как наше министерство, так и Антимонопольная служба, прокуратура региона. В результате комиссия пришла к выводу, что не было представлено законного обоснования причины увеличения цен, кроме того, нарушен порядок уведомления, утвержденный приказом министерства.
– В тот раз цены остались на прежнем уровне. Однако сейчас вновь многие перевозчики разместили в своих маршрутках объявления о повышении цены до 28 рублей. В этот раз они сумели соблюсти все необходимые формальности?
– Соответствующие уведомления об изменении тарифа и увеличении стоимости проезда с 25 до 28 рублей, а в некоторых случаях до 30 рублей поступили от 38 перевозчиков города. В настоящее время они рассматриваются.
– То есть водители теперь смогут повышать цены как хотят и когда хотят?
– Разумеется, нет. Вопрос цены в сфере услуг по перевозке пассажиров имеет социальное значение, поэтому власти региона делают все возможное, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Сегодня решить проблему необоснованного повышения стоимости проезда в маршрутках можно только введением регулируемых тарифов. Так, на первом этапе правительством Ставропольского края был принят Документ планирования, согласно которому на пяти основных магистральных маршрутах города будут введены регулируемые тарифы. Регулируемые — значит, что перевозчики не смогут самостоятельно изменять стоимость проезда. Это маршруты № 10, № 12, № 13, № 14, № 46. Параллельно с этим будут закрыты их дублеры — маршруты № 10М, № 12М, № 13М, № 14М, № 46М.
Этот документ вызвал широкий резонанс как у населения, так и у перевозчиков. И если последние могут быть не совсем довольны, то жители города полностью поддерживают такие изменения.
Они родились не на пустом месте: еще в 2019 году по заказу администрации Ставрополя было проведено обследование пассажиропотока на муниципальных маршрутах и подготовлены предложения по оптимизации маршрутной сети города. Их цель – увеличить надежность перевозок, обеспечить город современным транспортом, согласовать графики движения, чтобы людям было удобно передвигаться по городу.
Переход на регулируемые тарифы будет производиться с учетом требований федерального законодательства, будут заключены государственные контракты. Все перевозчики, в том числе и те, кто в настоящее время работает на предполагаемых к закрытию маршрутах, смогут участвовать в конкурсных или аукционных мероприятиях на равных условиях. В ходе конкурса будут отобраны самые достойные, готовые предложить жителям города наилучшие условия.
Кроме того, мы получаем много обращений от граждан с просьбами заменить пассажирский транспорт малой вместимости — те самые маршрутки – на большие автобусы. Исследование также показало, что маршрутки, особенно в часы пик, не способны выполнить свою функцию в полном объеме. Поэтому предполагается, что в техническое задание будет включено требование об использовании на изменяемых маршрутах автобусов средней и большой вместимости.
Анализ показал, что в целом для обеспечения бесперебойных перевозок на всех пяти изменяемых маршрутах, необходимо не менее 135 автобусов. Если же мы хотим сократить интервал движения до четырех минут, то еще больше – не менее 211 автобусов. Это от 30 до 50 единиц на отдельный маршрут в зависимости от пассажиропотока.
Конкурсная документация и техническое задание уже разрабатываются. В дальнейшем также предполагается постепенный перевод на регулируемые тарифы и остальных социально значимых маршрутов города. Министерство работает над этим вопросом.
– Недавно автопарк краевого центра пополнился восемью автобусами. Ожидается ли в ближайшее время поступление нового транспорта, автобусов, троллейбусов?
– Да, действительно, восемь низкопольных автобусов получил Ставрополь. Чтобы их использовать, необходимо передать эти транспортные средства в хозяйственное ведение ГУП СК «СТП», тогда предприятие сможет эксплуатировать автобусы. Сейчас проводятся мероприятия по постановке на баланс.
Обновление подвижного состава городского пассажирского общественного транспорта в целом осуществляется постепенно, по мере проведения конкурсных процедур. Согласно отдельным условиям проводимых конкурсов перевозчики, предлагающие более новый транспорт для обслуживания маршрутов, имеют более высокие шансы на победу в конкурсе. Таким образом, в текущем году по итогам проведенных конкурсов обновился транспорт сразу на нескольких маршрутах города, включая «дачные», где сейчас работают автобусы не старше пяти лет.
Если говорить о троллейбусах, то обновление электрического транспорта планируется в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Соответствующие заявки принимает Минтранс России, но в этом году прием заявок пока не объявлен.