«Пятерочка» успешно освоилась в Ставрополе
На вопросы корреспондента «Вечёрки» ответил директор южного дивизиона продуктовой сети «Пятерочка» компании Х5 Retail Group Геннадий Таран.
- «Пятерочка» пришла на ставропольский рынок сравнительно поздно. Насколько трудно было найти свою нишу и завоевать себе «место под солнцем»?
- Первые магазины мы открыли в октябре прошлого года после покупки местных сетей «Тройка» и «Семья». Сейчас у нас в крае открыто 39 магазинов. Если говорить о сложности или простоте выхода, то, разумеется, начать работать в новом регионе – это не просто. Во-первых, необходимо изучить рынок, оценить потенциал покупательского спроса, очень важна логистическая составляющая, чтобы доставки товара с распределительных центров были бесперебойными. Немаловажную роль играет наличие в новом регионе местных производителей категории «фреш» (скоропортящиеся, свежие продукты).
Выйти в крупный регион, открыв несколько десятков магазинов, - это только начало. Ведь важно еще и развиваться дальше, открывая новые магазины. А для этого нужны подходящие объекты недвижимости, арендные площади в местах с высокой проходимостью, земельные участки для собственного строительства. И здесь большую помощь, как правило, нам оказывают местные власти, заинтересованные в развитии цивилизованной конкурентной среды на местном потребительском рынке. Ведь чем выше конкуренция в регионе, тем ниже цены, тем выше сервис обслуживания покупателей, поскольку участникам рынка приходится бороться за каждого покупателя.
Не скрою, что наш прямой конкурент на Ставрополье – сеть дискаунтеров «Магнит». И это хорошо, поскольку наши конкуренты не дают нам расслабляться и стимулируют нас работать еще лучше, проводить оригинальные, свойственные только «Пятерочке», промо-акции и скидочные недели, разнообразить наш ассортимент новыми наименованиями продуктов.
- Каков процент продукции ставропольских производителей в ассортименте магазинов «Пятерочка»? С какими производителями удалось наладить наиболее тесное сотрудничество?
- Учитывая, что наши магазины работают в крае менее года, мы планируем довести долю местной продукции в ассортименте «Пятерочек» до 20%. Уже сейчас мы работаем с хлебозаводами №3 и №5, Невинномысским хлебозаводом, Ставропольским молочным комбинатом, Ставропольским винно-коньячным заводом, ЗАО «Байсад», Пятигорским молочным комбинатом и другими производителями. Всего более 20 производителей.
Работа по расширению ассортимента местной продукции будет продолжаться. И чем больше в крае будет наших магазинов, тем больше мы сможем продавать товаров ставропольских производителей. Наши сети работают в 45 регионах России, поэтому ставропольские поставщики могут существенно расширить с нашей помощью географию присутствия и, соответственно, объемы сбыта своей продукции и в других городах страны.
- На смену дискаунтерам «Тройка» и супермаркетам средней ценовой категории «Семья» пришли только «дешёвые» магазины «Пятерочка». Считаете ли вы, что средний ценовой сегмент в Ставрополе недостаточно востребован? Не лучше ли было открыть на месте супермаркетов «Семья» аналогичные супермаркеты «Перекресток»?
- По нашим экономическим расчетам и техническим требованиям к объектам, помещения «Семьи» больше подходят под формат дискаунтера «Пятерочка». Дискаунтеры на сегодняшний день – самый востребованный формат. Хотя я не исключаю, что в Ставрополе со временем могут открыться и наши супермаркеты «Перекресток».
- В Ставрополе довольно слабо развита система общепита, поэтому пользуется популярностью продукция собственных кухонь при супермаркетах, где можно купить готовую еду в обеденный перерыв или на ужин, если не получается самому приготовить. Планирует ли «Пятерочка» предоставлять подобные услуги?
- Формат магазинов «Пятерочка» не предполагает наличие цеха готовых блюд и готовой кулинарии в ассортименте. Это требует дополнительных площадей в торговом зале, подсобных помещений, увеличения нагрузки на электрические мощности, расширения штата, что в конечном итоге влечет дополнительные затраты, которые закладываются в цену товара на полке. «Пятерочка» же делает ставку на низкие цены и самый необходимый ассортимент.
- Дискаунтеры часто обвиняют в низком качестве продукции. Каким образом «Пятерочка» борется с этим стереотипом и насколько ей удаётся опережать конкурентов в вопросах качества продуктов?
- Проблему просроченных продуктов не решил ни один магазин в мире. Другой вопрос, сколько этих ошибок. И вот тут мы, конечно, хотим быть впереди конкурентов. У нас каждый день проходит «час качества», в рамках которого каждый ответственный за свою полку должен пройти и снять товары с истекшим сроком годности. Эту работу продавцов приезжают проверять супервайзеры, за ними приходят региональные директоры и так далее по цепочке.
Но самоконтроль вещь хорошая, но не всегда идеальная. Мы пошли на введение беспрецедентных правил торговли — предложили нашим покупателям самим убедиться, что в «Пятерочке» практически нет просроченных продуктов или их настолько мало, что найти их — сложная задача. И теперь любой покупатель, который обнаружит на полке просроченный продукт, может обратиться в администрацию магазина, которая за свой счет подарит ему точно такой же продукт, но — годный.
Разговоры о том, что в наших сетях много просроченных продуктов, прекратились практически сразу. Второй результат — наши уважаемые коллективы магазинов понимают, что теперь их контролируют еще и покупатели, у которых есть право не только указать на недостатки, но еще и наказать за них.
- Какую долю на ставропольском рынке занимает «Пятерочка» сегодня? Каковы дальнейшие планы развития X5 Retail Group в Ставрополе?
- Наша доля в крае – единицы процентов. До предельной 25%, разрешенной ФАС, нам здесь еще очень далеко. Так что мы готовы активно открывать новые магазины, увеличивать число местных поставщиков продуктов, создавать новые рабочие места для жителей края.
Владимир МЕДВЕДЕНКО