Пятилетка за три года
Наталья АрдалинаПродолжаем цикл публикаций о ходе реализации пятилетнего плана социальноэкономического развития Ставрополя. Сегодня на вопросы корреспондента газеты отвечает директор комитета финансов и бюджета городской администрации Николай Захаров.
Николай Васильевич, состояние городских финансов, показатели бюджета, как ничто лучше, характеризуют положение дел в экономике. С этой точки зрения, что можно сказать о темпах выполнения пятилетнего плана?
В план мы закладывали параметры бюджета, которые хотели достигнуть. Эти параметры существенно перевыполнены. Чтобы не утомлять читателей обилием цифр, скажу лишь, что расходы городского бюджета за три года возросли на 80 процентов. В прошлом году они достигли почти 2,5 млрд рублей, в нынешнем году ожидаем, что они превысят отметку в три миллиарда. Это, между прочим, больше, чем мы планировали на 2008 год.
Понятно, что рост расходов обеспечен ростом доходов.
Получается, что по части бюджета пятилетка выполнена за три года?
Можно и так сказать. И мы не останавливаемся на достигнутом. До конца действия пятилетнего плана расходы бюджета прогнозно будут прирастать на 20 процентов ежегодно.
За счет чего достигаются столь высокие показатели, особенно впечатляющие на фоне ряда других городов края? Для сравнения: как показала проверка правительства края, в Кисловодске при прежнем его руководстве доходы бюджета с 2003 по 2005 годы сократились с 422 до 216 млн рублей…
Вопервых и в главных, Ставрополь динамично развивается, растет экономический потенциал предприятий. Чем больше производим, продаем, оказываем услуг, тем больше собираем налогов.
Вовторых, администрация города прилагает серьезные усилия для максимального использования собственной доходной базы: земельного налога, налога на доходы физических лиц, единого налога на вмененный доход и налога на имущество физических лиц. К примеру, мы добиваемся легализации заработной платы, массового вывода ее из «тени». В результате согласованной работы всех ведомств количество трудовых договоров с размером зарплаты работников не ниже величины прожиточного минимума, установленного в крае, увеличилось в этом году с 41 до 89 процентов. В первую очередь от этого выиграли сами работники, но и в бюджет города сверх плана поступило в 1 полугодии свыше 20 млн рублей.
Ну и втретьих, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» произведено разграничение расходных обязательств по уровням бюджетов. Если раньше нас сверху обязывали производить различные социальные выплаты, нести другие расходы, а деньги под них не выделялись в полном объеме, то теперь с такой практикой покончено. И федерация, и край, и город точно знают, какие функции на них возложены и объем финансирования этих функций.
Одновременно законодательно произведено новое распределение и закрепление налоговых доходов за разными уровнями бюджетов, установлены долгосрочные налоговые нормативы отчислений от региональных налогов. Образно говоря, правила игры каждый год не меняются, что позволяет городу планировать на перспективу и доходы, и расходы бюджета. У нас появились стимулы больше собирать налогов, точно зная, что сверхплановые денежные поступления не будут у нас изъяты субъектом федерации, как это было в прежние годы.
Разумеется, до идеала еще далеко. Основная, на мой взгляд, проблема сегодня заключается в том, что в консолидированном бюджете края слишком мала доля средств, поступающих в распоряжение муниципальных образований. Чрезмерная централизация финансовых ресурсов на краевом уровне не позволяет муниципалитетам эффективно решать ряд вопросов местного значения. Мы будем добиваться от краевой Думы, правительства края устранения этого перекоса.
В нашем пятилетнем плане красной нитью проходит приоритетность бюджетных расходов, направляемых на социальные нужды. А как в жизни?
В жизни так же. Удельный вес социальных расходов не уменьшается, и в абсолютных цифрах эти расходы существенно растут вместе со всей расходной частью бюджета, о чем мы говорили в самом начале.
Каков же этот удельный вес?
Могу доложить горожанам, что две трети расходов бюджета идут на социальные нужды.
Придирчивый критик может сказать, что у Ставрополя – бюджет проедания…
Это не так. Особенность нашего бюджета по сравнению с тем, что имеют другие территории края, заключается в ежегодном выделении средств на развитие города, иначе говоря, на капитальные вложения в новое строительство и модернизацию объектов ЖКХ, здравоохранения, образования. Это наше реальное достижение, наша гордость. Ведь на капвложения идут сверхплановые, дополнительные доходы, которые край нам даже не просчитывает.
В 2006 году на эти цели будет направлено более 200 миллионов рублей, которые пойдут на реализацию адресной инвестиционной программы.
Все мы видим результаты: новый акушерский корпус, новая детская поликлиника, многие, многие другие объекты, о которых ваша газета пишет часто, я не буду их перечислять.
Николай Васильевич, вы больше десяти лет возглавляете финансовую службу городской администрации и постоянно ратуете за эффективность использования бюджетных денег. Ведь разбазарить можно любые, даже самые большие деньги.
Тезис об эффективности наших расходов нашел широкое отражение в пятилетнем плане. Мы на 10 процентов сократили аппарат. Провели инвентаризацию всей сети бюджетных учреждений, содержащихся за счет города, выявили неоправданные траты. Например, после установки водомеров в школах, детских садах, больницах, поликлиниках на семь миллионов рублей в год сократились расходы на оплату воды.
Принципиально изменены подходы к ремонту учреждений образования. От латания дыр, раздачи всем сестрам по серьгам мы перешли к плановому капитальному ремонту. Недавно такой ремонт завершен в 5м лицее. В следующем году так же капитально будут отремонтированы уже пять особо нуждающихся в этом школ. Такой комплексный ремонт с установкой шатровых крыш позволит не возвращаться к этим объектам долгие годы.
Мы в целом поставили перед собой задачу вести бюджетное финансирование, исходя из объективных качественных критери
ев, так сказать, по конечному результату, а не от уровня предыдущего года. В этом аспекте предстоит большая кропотливая работа. Но подругому уже нельзя, особенно в сфере жилищнокоммунального хозяйства, где исходить надо не от сложившегося уровня затрат, а от норм положенности. Город не может себе позволить зарывать деньги в землю.
Из краевых властных структур довольно часто вылетают критические стрелы в адрес Ставрополя в связи с большим муниципальным долгом. Извините за невольный каламбур, долго ли мы будем жить с долгом?
Само по себе наличие долга не означает финансового кризиса. Сегодня семьи десятков тысяч горожан пользуются банковскими кредитами. И что тут, спрашивается, плохого?
Другое дело – размер долга, степень его обременительности для бюджета. Пятилетним планом как раз и предусмотрено более чем двукратное сокращение долговых обязательств муниципалитета. Пока мы достаточно уверенно движемся в этом направлении. Судите сами, в 2004 году объем муниципального долга превышал 200 миллионов рублей, а к середине нынешнего года он снизился до 115 миллионов и составляет всего 4 процента от доходов города (пару лет назад долг составлял 12 процентов).
И последний вопрос. Как финансово обеспечивается краевой закон о статусе административного центра?
Мы благодарны Госдуме края, правительству СК за то, что вот уже четвертый год на реализацию этого закона выделяются реальные деньги. В текущем году их объем достиг 162 миллионов рублей. Совместно с краем ведется финансирование целевых программ социальной направленности, а также благоустраивается центральная историкоархитектурная часть Ставрополя.