Пятилетнему плану – три года. Дмитрий Кузьмин: «Мы приняли верное решение»

Лариса Ракитянская
С главой города Ставрополя мы встретились накануне значительной даты: три года назад, 15 августа 2003 года, Дмитрий Сергеевич поставил свою подпись под, не побоимся этого слова, историческим документом. В свет вышел проект Плана социально­экономического развития города Ставрополя на период до 2008 года. Проект, принятый постановлением главы за основу, был опубликован в нашей газете, а также издан отдельной книгой, чтобы каждый горожанин мог с ним ознакомиться и внести свои предложения по доработке документа в течение двух последующих месяцев. Впрочем, этот документ уже был составлен на основе предложений горожан. Еще с мая 2003 года под личным руководством Д. Кузьмина он разрабатывался отраслевыми рабочими группами, в которые, помимо представителей администрации краевого центра, вошли депутаты Ставропольской городской Думы, ученые, руководители предприятий и общественных организаций, специалисты­эксперты. Поэтому мы вправе именно 15 августа считать днем рождения городского пятилетнего плана, ход реализации которого и стал основной темой нашей беседы с главой города.
 

­ Дмитрий Сергеевич, оглядываясь назад, можно ли сегодня с уверенностью сказать, что значительные усилия, затраченные на разработку столь объемного документа, себя полностью оправдали?

­ Уверен, что мы приняли верное решение. Если и были какие­то сомнения, то только в самом начале, ведь перенять опыт нам было не у кого – в постперестроечной России подобный опыт планирования уникален. Но эти сомнения быстро развеялись. Во­первых, мы получили свыше 50 тысяч предложений от горожан. И это только на первом этапе, перед обнародованием нашего проекта. Вот это, я считаю, и есть местное самоуправление в действии. Мы не отмахнулись ни от одного обращения, все они были внимательно изучены, подавляющее большинство предложений попало в наш пятилетний план. А если нашу идею горячо поддержали ставропольцы, то какие вообще могут быть сомнения?

Теперь взгляните на ситуацию с точки зрения сегодняшнего дня. На одном из последних заседаний Госсовета Российской Федерации всерьез говорилось о переходе от традиционной работы «с колес» к плановому развитию. И это на государственном уровне! Многие губернаторы сейчас выходят с подобной инициативой в Правительство России, и эти начинания поддерживает Президент России В.Путин. Выходит, наш почин не только полностью себя оправдал, но и опередил время: к необходимости долгосрочного планирования обязательно придут, и уже сегодня приходят во всей стране государственные люди на всех уровнях власти.­
 
А работать по плану стало проще или сложнее?

­ Вообще­то мы никогда не ставили для себя вопрос в такой форме. С одной стороны, стало проще контролировать работу структурных подразделений, более четкими стали контуры будущих дел. Я бы даже так сказал: проще стало смотреть в завтрашний день. С другой стороны, стало больше ответственности в работе, запланированное, начатое дело непременно должно быть доведено до конца, причем без нарушения сроков. И может быть, кому­то в связи с этим стало труднее работать. Но ведь суть не в том, как удобнее власти выполнять свои обещания. Главное, что время показало: работа по пятилетнему плану позволяет достичь гораздо большего эффекта, чем при планировании, скажем, на год. Ведь что такое принятие городского бюджета? По сути, это и есть годовой план работы администрации: как и сколько заработать денег для городской казны и на что их потратить. Остальное – уже организационная работа. Так вот, план на год не так эффективен. Даже в своей семье вы смотрите вперед ­ дальше, чем на год: что приобрести, куда поехать, или скопить средства на что­нибудь важное, или на чем­нибудь сэкономить. Вы планируете свой карьерный рост, учебу детей, домашний ремонт и тому подобное. Разве это краткосрочные задачи?

Отраслевые программы, как федеральные, так и краевые, а также наши, городские, программы принимаются, как правило, на срок от трех до пяти лет. Строительство крупных объектов, конечно же, тоже рассчитано на более долгий срок, чем один год. Когда я был депутатом Государственной думы Ставропольского края, не раз сталкивался с такой проблемой: принимаем решение профинансировать одно строительство, через год большинство голосует за проект краевого бюджета, где приоритетны совсем другие стройки. А прежний объект приходится консервировать, что также приводит к дополнительным бюджетным затратам. ­
 
Но почему так происходит? Неужели можно «забыть» о том, что строительство в разгаре?

­ Не секрет, что некоторые депутаты активно лоббируют прежде всего «свои» объекты, проще говоря, стремятся побольше построить на своем округе. Может, это и неплохо, ведь основная цель здесь ­ защитить интересы своих избирателей. Но когда каждый тянет одеяло на себя, в конце концов оно рвется.

Это мы поняли и в работе на городском уровне. Когда работаешь в авральном режиме, получается примерно так: то на улице Октябрьской делаем ремонт, то в срочном порядке перебрасываем технику на Тухачевского. А история с акушерским корпусом четвертой городской больницы? Ведь нам в наследство достался фактически брошенный объект, нам его и законсервировать не удалось. В здании даже оконные блоки и двери растащили. Мы включили этот стратегический объект в пятилетний план, и о результате вы знаете: сегодня условия для рожениц в акушерском корпусе – лучшие на юге России. Так что если нет системности, то все время будешь бежать за проблемой позади и устранять недостатки. А если есть четкая система, то можно не только все успевать, но и работать на опережение. В нашем случае даже фраза «бежать впереди паровоза» приобретает позитивный смысл.­
 
Вы привели пример четвертой городской больницы. Неужели попадание в пятилетний план автоматически гарантирует беспрекословное исполнение любого пункта? Все ли, что намечено сделать в течение текущей пятилетки, удается выполнить?

­ Конечно, прошло пока только три года, и сказать, что нам удалось абсолютно все, я не могу. По моему поручению анализ исполнения плана проводят все структурные подразделения администрации города, эта работа еще идет. Но с предварительными итогами я, конечно, знаком.

По итогам трех лет видно, что уже сделано, что еще нужно сделать, чтобы достичь намеченного результата. Прежде, в советские времена, когда работали по пятилеткам, третий год справедливо считался определяющим. Ведь можно подвести предварительные итоги, оценить их в динамике трех лет, но есть еще время исправить недостатки, скорректировать план, приложить дополнительные усилия к тем или иным сферам, где­то перераспределить ресурсы… План ведь ­ не Библия, в которой ни слова нельзя ни убрать и ни прибавить. Он поддается корректировке и может видоизменяться, правда, мы стараемся это делать только при острой необходимости, и не в ущерб обещаниям, данным горожанам, а только в их интересах.

В целом я оцениваю выполнение пятилетнего плана как успешное. Отдельные его пункты даже перевыполнены. К примеру, в 2004 году мы запланировали отремонтировать для ветеранов Великой Отечественной войны 144 квартиры, а успели по разным причинам сделать ремонт всего лишь в 131 квартире. Мы учли это, и в 2005 году взяли ремонт для ветеранов под особый контроль. Результат: в плане – 221 квартира, сделано – 270. Когда есть сводный пятилетний документ, все цифры на виду, их можно проверить, проанализировать, уточнить. И главное, изменить ситуацию там, где это необходимо.­
 
Работа по пятилетнему плану – дело новое, а новое, как известно, – хорошо забытое старое. Вы возродили пятилетки, а к возрождению многого из «забытого старого» не раз призывал губернатор края А.Черногоров. План первоочередных действий губернатора тоже принимается уже не первый год. Как согласуется этот документ с городским планом, является ли последний составной частью первого?

­ Спасибо за хороший вопрос. Во­первых, я не стал бы ставить знак равенства между нашим Планом социально­экономического развития и пятилетками, которые мы помним еще с советских времен. Мы взяли от них самое лучшее, навсегда оставив в прошлом бюрократизм и заорганизованность, когда здравый смысл зачастую приносили в жертву амбициям чиновников. Теперь второе. Если бы наш план был составной частью краевого, все бы от этого только выиграли. Но у края нет Плана социально­экономического развития, рассчитанного на пять лет, а есть План первоочередных действий на год. Но это все тот же аврал, все та же работа «с колес», о которой я уже говорил. А где же перспектива? Она в документе не просматривается. Наверное, поэтому очень малая часть наших предложений попадает в губернаторский план. А жаль, ведь у города нет таких ресурсов, как у края, и поддержка наших инициатив была бы очень кстати.

Подводя итог сделанному, скажу, что решение о пятилетнем планировании нашей работы себя полностью оправдывает. Главный плюс Плана социально­экономического развития – его персонификация, ведь наряду со стратегическими положениями, затрагивающими интересы всех горожан, документ содержит перечень вполне конкретных дел, который составлен по предложениям самих жителей краевого центра: от ремонта небольших улиц и переулков до строительства социально значимых объектов в жилых кварталах города. И успокаиваться нам на этом, конечно же, не стоит. Доверие людей нужно оправдать, и впереди – большой объем работы, нам нужно думать не только о дне настоящем, но и о будущем.
 
Беседовал  Вадим БАКАНОВ.


Последние новости

Все новости

Объявление