Рандеву с эпохой габардина
Ольга МетёлкинаТо, что фильм станут смотреть люди после сорока, предсказать было нетрудно – им есть с чем сравнивать, что вспомнить. Как читали, например, роман о «шарашке», отпечатанный на папиросной бумаге в энной копии, и обсуждали его среди «своих» на кухнях. Как вполголоса и с оглядкой рассказывали политические анекдоты. Да и те чаще на эзоповом языке: мол, что такое телеграфный столб? Ответ: отредактированная корабельная сосна. С непременным резюме в конце вроде этого: не обобщай и не обобщаем будешь…
А молодые? Воспримут ли глобальную метафору романа и фильма, поймут ли, о чем в сериале, собственно, речь? Вопрос остается открытым. Тем более Первый запустил в противовес каналу-конкуренту в те же часы очередную, правда, далеко не самую удачную версию знаменитых похождений великого комбинатора Остапа Бендера. Однако его арсенал в 400 способов отнять собственность сегодня весьма актуален. Недаром у многих по ходу показа обеих лент возникла ассоциация с названием другого произведения литературного патриарха «Бодался теленок с дубом»…
Современная «кухня» для свободного высказывания мнений – это по преимуществу Интернет. Выуживала их в «Живом журнале» параллельно просмотру с акцентом на возраст, и если суммировать в разряде до 35 и ниже и вывести «среднеарифметическое», то получится примерно так: «говорящие головы, скучновато, но… затягивает».
Последнее все-таки обнадеживает. Учитывая распространенность клипового, поверхностного, технологичного в виде клише мировосприятия с растущим сегодня культом «бабла» и делением людей на «элиту» и «быдло» по состоянию кошелька или близости к власти (что нередко одно и то же). А тут раздражающая неспешная повествовательная манера режиссера с авторским – Солженицына — голосом за кадром, когда без истерики и надрыва говорится о страшном по сути в своей обыденности – создании стойла для человеков. О взаимоотношениях власти и народа, общества и государства, страны и мира. Не просто озвученные – прекрасно сыгранные актерами размышления, извините, о душе и смысле жизни, о подлинном, без дураков чувстве собственного достоинства. И об отсутствии оного. И что важно – о постоянно идущем осознанном личном выборе и в мелочах даже в те далекие от вегетарианства времена, когда и намерение сделать шаг вправо или влево считалось за побег. С соответствующими последствиями.
Здесь, наверное, уместно рассказать всего лишь об одном случае из целого ряда, когда Александр Исаевич вернулся в 1994 году из вынужденной эмиграции и побывал на Ставрополье. В администрации Кавминвод «демократические» чиновники очень гостеприимно подготовились к застольной встрече со знаменитостью, и, кланово, бесцеремонно и демонстративно захлопнув двери, отсекли от нее всех, кто помешал бы им пообщаться с модной личностью, включая представителей СМИ. Не понимая, что дело-то не в салате к рюмке водки. Но не в этом суть. Когда после этого мы, несколько журналистов, сопровождавшие писателя в поездке по югу России, вместе с четой Солженицыных вернулись на «базу» в кисловодский санаторий, Александр Исаевич пригласил нас… вместе пообедать. Потому что, оказалось, внешне сохраняя приличия, и куска хлеба за чиновничьим столом не съел, лишь минеральную воду пригубил.
Скажете – мелочь? Не знаю, не знаю… А может, и эта история тоже послужила для него толчком к написанию публицистической книги «Обвал», где речь идет в том числе об опасностях идущего усиления бюрократии и возрождения номенклатуры в самом худом, советском, смысле слова?
Но вернемся к сериалу. Странным образом премьера фильма «В круге первом» совпала с еще одной, очень важной и малозаметной, увы, на фоне нынешнего информационного комбикорма датой: в это воскресенье исполняется 145 лет, как в нашей стране отменили крепостное право. Крот истории действительно роет медленно.
Наталья ИЛЬНИЦКАЯ.