Рассвет у крепостного вала
Юрий КузьминыхЗима на Ставрополье особый, отличный от Европейской России сезон года. Сезон непостоянства, беспрерывной смены температурного фона и количества осадков, когда в течение одной декады природа из лютой зимы возвращается в дождливую осеннюю пору, а потом стремительно переносится в весну со звонкими ручьями и нежной прозеленью степных косогоров и лесных лужаек.
В нынешние новогодне-рождественские праздники все смогли ощутить и холодное дыхание метели, и промозглость вечернего тумана, и так согревающее сердце тепло скупого январского солнца. Те, кто побывал в эти дни за городом, наверняка унесли с собой частицу живительных чар природы. Вот и мы решили подзарядить душу, отправившись в верховья Темного леса на гору Стрижамент.
Маршрут выбираем нетрадиционный. Первоначально движемся вдоль «парящего» Невинномысского канала, а далее шагаем по оползнево-увальному бездорожью, держа курс на центральную «амбразуру», тугим узлом стягивающую платообразную часть Малой поляны. Молчаливым спутником при подъеме является наблюдающий за нами с расстояния нескольких сотен километров сизо-белый исполин Эльбрус.
Южные склоны Стрижамента не похожи на остальные участки горы. Здесь отсутствует лес, но в бесчисленных ложбинах спрятаны крохотные озерца – земля обетованная для пернатой и копытной дичи, а величественные оползневые скульптуры – настоящее украшение этого уголка родного края. Верхняя кромка плато обрывиста и кое-где поросла дубом, из-за сильных ветров принявшим облик кустарника.
Поляна лежит под снегом. Под ногами похрустывает тонкая корка наста. Идем в сторону ретраншемента. В леске у крепостного вала можно будет укрыться в случае сильного ветра, а близость Шпитального родника позволит наслаждаться вкусной ключевой водой…
Ночь одаривает штилем и легким морозцем. Небосвод украшается гирляндами звезд. Под утро с востока задувает ветерок. Принесенные его порывами тучки раскрашиваются лучами всплывающего солнца в золотисто-малиновую палитру. На юге прорисовывается каменно-ледяная цепь Главного Кавказского хребта во главе с Эльбрусом, а облачная перина отрезает от нас кубанскую долину и сиявший всю ночь тысячами огней Невинномысск.
Спят пока и лесные великаны. Но вот первый робкий луч касается букового ствола, скользит в глубь рощи, и лес на глазах оживает, преображается, расцвечиваясь утренним шафраном. Преодолевает нулевую отметку столбик термометра, и пусть еще далеко до настоящего тепла, приятно кружат голову тонкие запахи весны.
Видимо, и два века назад, вот так же вдохнув полной грудью пьянящего утреннего воздуха, старый русский солдат, смахнув набежавшую слезу, прошептал: «До чего же хорошо жить на свете!».
Удивительная простота, последовательность событий, смена дня и ночи, лет, десятилетий, веков. Связующая нить поколений.