Рай на просторах земли Петровской
Юрий КузьминыхБыл жаркий летний день. Нещадно палило солнце. Поднимал пыль, оседавшую на жухлой траве вдоль петлявшей дороги, ветерок. Опираясь на посох, шёл по степи путник – монах с длинной седой бородой. Шёл он издалека и изрядно устал…
Вдали показалось Константиновское. Когда-то здесь жили мать и младшие братья странника. Много лет назад скиталец покинул родные края, оставил мирскую жизнь, чтобы служить Господу. Состарился человек. Потянуло его на родину…
В село путник заходить не стал. Остановился на ночлег под сенью соседнего леса. Переночевал, а наутро решил вырыть землянку и колодцы…
Промчались годы. Вокруг монахова жилища вырос сад. Весной благоухал он нежным цветом, по осени радовал спелыми плодами. Студёной и прозрачной была вода в родниках…
Колодцы те назвали святыми, а место, где раскинулся сад, – Раем!
Долго прожил в землянке монах, молясь за селян. Обходили стороной Константиновское беды. Село росло и хорошело. Не было в нём места краше Рая, хранящего память об одиноком путнике, подарившем людям удивительный уголок.
Началась же история населённого пункта с событий более чем двухвековой давности, когда к истокам речушки, позднее нареченной Кугуткой, пришли первопоселенцы из Орловской губернии.
В «Истории городов и сёл Ставрополья» можно прочесть следующие строки: «Обстоятельства образования села местный краевед М. Г. Чичерин описывает следующим образом: «Летом 1802 года у балки, поросшей густым лиственным лесом, поселился И. Е. Белых со своим семейством, состоящим из двадцати трёх душ, крестьянин деревни Семенек Ливенского уезда Орловской губернии, по профессии каменщик».
В честь наследника российского престола великого князя Константина Павловича селение назвали Константиновским. Первое упоминание о нём в печатных изданиях относится к 1822 году. Из важнейших событий первого столетия существования села стоит упомянуть строительство церкви в честь Иоанна Богослова в 1833 году и нападение горцев в 1860 году. В 1873-м в селе насчитывалось 338 дворов и 4115 человек населения (в том числе 2085 лиц мужского пола). К концу XIX столетия в Константиновском имелись народное нештатное училище, общественный хлебный магазин, пять лавок и пять питейных домов, две маслобойни и мельница. Последняя «дожила» до наших дней.
Из-за обильно произраставшего в данном краю камыша, известного на местном диалекте как кугут, Константиновское нередко именовали селом Кугуты. Переселенцы, образовавшие в пойме соседней реки Грачёвки хутор, перенесли на него и второе (неофициальное) название села. Во время сооружения в 1915–1917 годах восточного участка Армавир-Туапсинской железной дороги, соединившей Ставрополь и Петровское село (ныне – Светлоград), через хутор проложили рельсы и построили типовое вокзальное здание.
Первыми подрядчиками строительства выступили иностранцы, поэтому во всех постройках безошибочно угадывается «западный» стиль. Станция в Кугутах также выдержана в этом стиле, имеет узкие, похожие на бойницы, окна и полукруглые вместо прямых своды окон и дверей.
Февраль на просторах земли петровской – не самый лучший месяц. Но рай за то и зовётся раем, что в нём всегда комфортно. И мы едем в Рай именно в феврале.
Оттенённая свинцовым небосводом панорама северного звена Прикалаусских высот, открывающаяся взору путника с водораздела Кугутки и Грачёвки. Поклонный крест над селом Константиновским. Хрустальный от инея лес, отразившийся на зеркальной поверхности сельского пруда. Вот он, неброский земной рай.