Раз - пожар, два - пожар…

Наталья Ардалина

Раз - пожар,  два - пожар…

В конце сентября этого года на улице Лазо г. Ставрополя в доме № 84 произошел пожар, в результате которого один человек погиб и еще целая семья осталась без крыши над головой. Главное отличие этого пожара от большинства, что время от времени случаются в городе, - повторное возгорание. Мы привыкли доверять экстренным службам: если уж вызвали врача, милицию, спасателей, уверены, что они сделают все возможное для помощи пострадавшим. Вот как раз в том, все ли возможное сделали в тот роковой день пожарные, и сомневаются «погорельцы».

Хроника пожара

Дом № 84 состоит из двух отдельных половин, у каждой из которых свой хозяин. В одной половине живет благополучная семья - мать, отец, трое детей и пожилая бабушка. С соседом им, к сожалению, не повезло: одинокий мужчина (взрослая дочь проживает отдельно) частенько позволял себе выпить, приводил в дом каких-то непонятных и неопрятных личностей. Вечером 22 сентября у него в гостях тоже был какой-то похожий на бомжа мужчина, они вместе выпивали, курили прямо в доме. Видимо, незатушенная сигарета и стала причиной возгорания. Гость, как ни странно, успел выбраться из горящего дома, а вот хозяин так и остался там, на лестнице. Его тело позже обнаружили пожарные.

Огонь первыми заметили, разумеется, хозяева второй половины дома - семья Иванцовых. Они и вызвали пожарных в два часа ночи. С возгоранием удалось справиться, на тот момент вторая половина дома вообще не пострадала, на месте были и крыша, и балкон. Около пяти часов утра пожарные уехали, хотя Елену смутил белесый дым, поднимавшийся от вещей на сгоревшей половине. «Это не дым, а пар, еще долго будет парить», - успокоили ее огнеборцы.

Утром, отправив детей в школу и институт, Елена осталась дома, отпросилась с работы, чтобы хоть немного привести в порядок дом, отчистить от копоти. Уже после девяти часов утра она услышала характерное потрескивание во второй части дома. Рисковать и дожидаться трагедии женщина не стала, сразу набрала 01.

Раз - пожар,  два - пожар…

Согласно хронологии пожара, представленной МЧС, пожарные прибыли через 9 минут. Однако очевидцы утверждают, что ждали не меньше 20 минут. Тем не менее, когда приехала первая машина, открытого огня еще не было видно. Однако, как рассказывают не только сами пострадавшие от пожара члены семьи, но и соседи с улицы, в машине… не было воды. Во второй машине, по их же свидетельству, было недостаточно топлива, так что помпа не работала. К тому моменту, как подъехали «боеспособные» отделения (а их потом было много, даже не считали), огонь уже полыхал вовсю, крыша складывалась в гармошку буквально на глазах. А поток воды, подаваемой на крышу с автолестницы, попросту не достигал дома, его сносило ветром, что хорошо видно и на фото, и на видео.

Итог повторного пожара оказался куда более плачевным для семьи Иванцовых: полностью сгорела крыша, которую, кстати, накрыли всего три года назад, для чего брали кредит в 300 тысяч. И это в середине осени, в ожидании дождей и морозов. Выгорели две комнаты на втором этаже, само собой, пришла в негодность вся бытовая техника.

Детей пришлось отправить к родственникам, бабушку на некоторое время приютили соседи, а Елена с мужем остались в полусгоревшем, полузатопленном доме без электричества, газа и тепла.

Кто виноват?

Разумеется, сами пожарные отмечают, что их вины в возникновении второго возгорания нет. Как рассказал начальник управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС РФ по СК Ярослав Гладченко, традиционные претензии погорельцев к пожарным: приехали без воды, приехали поздно, приехали пьяные… Чтобы вылить всю воду из цистерны, машине требуется всего от 4 до 10 минут, в зависимости от напора, так что иногда люди просто не успевают заметить этого момента. Да и зачем бы на пожар приехала машина без воды или без топлива? (Разумеется, с позиций логики это бессмысленно, однако соседи Иванцовых готовы подтвердить свои слова в суде.)

Результатом внутреннего расследования стал документ, который сообщает, что «наиболее вероятной (технической) причиной возникновения пожара могло послужить воспламенение горючих материалов комнаты №4 в результате аварийной работы электропроводки».

Дело в том, что в момент тушения пожара электрическое питание было «вырублено» во всем доме. Но, возможно, у погибшего мужчины существовал «левый» ввод, и сеть частично осталась под напряжением. Потом - короткое замыкание в проводке на втором этаже, возгорание, огонь перебирается на крышу и там уже, на свежем воздухе, моментально охватывает всю кровлю, перебрасывается на половину дома соседей.

Инструкции пожарных вообще запрещают работу под электрическим напряжением. Если бы они знали, что после отключения электричества сеть все еще находится под напряжением, скорее всего, вообще не начинали бы тушение до приезда «Горэлектросети».

Именно такая картина вырисовывается из официальных документов МЧС. Однако независимая экспертиза, проведенная фирмой «Альфа-проект», дает нам совершенно другую картину. Из заключения независимого эксперта: «Возникновение пожара в результате нарушения работы электронного оборудования (как указано в заключениях № 233, 317, 318, выполненных инженерами ГУ СЭУ ФПС ИПЛ) невозможно по причинам, изложенным в исследовательской части заключения. Исходя из представленных материалов, непосредственной причиной возникновения пожара послужило воспламенение сгораемых материалов (бумага, фрагмент ткани, деревянные конструкции и т.д.) в результате низкотемпературного пиролиза, возникшего из-за некачественного тушения первого возгорания, возникшего около 2 час. 30 мин. Изучив представленные материалы, специалист приходит к выводу, что данные причины возгорания, указанные в заключениях № 233, 317, 318, выполненных инженерами ГУ СЭУ ФПС ИПЛ, не соответствуют действительности и являются недопустимыми доказательствами по факту данного возгорания».

Старшим дознавателем ОНД по г. Ставрополю ГУ МЧС было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако это решение в прокуратуре Октябрьского района отменили как незаконное и необоснованное, материал возвращен для дополнительной проверки. Более того, по факту второго возгорания для принятия решения о наличии или отсутствии в действиях должностных лиц признаков преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ (халатность), прокуратурой района организовано проведение проверки в Ставропольском межрайонном следственном отделе краевого управления СКР.

Что делать?

Семья Иванцовых, только-только расплатившаяся за предыдущий кредит, сейчас благодарит всех, кто помог им накрыть дом. Крышу поставили, а с ремонтом придется подождать: избавиться от сырости дом сможет, скорее всего, только летом. Хорошо хоть, что восстановили отопление и электричество, правда, лишь на первом этаже, второй требует капитального ремонта, начиная с труб и проводки.

Пожарные, отрицая свою вину, рекомендуют предъявлять претензии к наследникам погибшего виновника первого возгорания - пусть они возмещают материальный ущерб. Однако если суд признает, что причина второго пожара - совсем не аварийно-работающая проводка, а недотушенный первый, то возмещать ущерб придется самим пожарным.

P. S. Сотрудники МЧС, в частности пожарные, нередко рискуют жизнью ради спасения других людей из огня. Однако один-единственный случай халатного отношения к своей работе запросто перечеркивает заслуги целого подразделения. Так происходит во всех экстренных (и не только) службах: один врач, не оказавший своевременной помощи умирающему пациенту, накладывает несмываемое пятно на всю больницу, один гаишник, взявший взятку, заставляет говорить о коррупции во всей службе. И самое неприятное то, что доказывать их вину всегда приходится пострадавшим, а это очень непросто при условии, что противостоять приходится целой системе. Надеемся, что в данном случае система не сможет задавить своим весом живых людей.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление