Развенчание мифа
Так назвал в беседе книгу-исследование «Город, не сдавшийся врагу» о подмосковном Звенигороде октября - декабря 1941-го ее автор – Константин Ковалев-Случевский. Она посвящена 70-летию битвы за столицу и недавно вышла в издательстве «Вече» тиражом 1500 экземпляров.
Сразу стоит сказать: в свободную продажу книга не поступит, почти вся уйдет в администрацию города, где ее будут раздавать ветеранам. Хотя ее можно будет приобрести, если заехать в Звенигород, на улицу Московскую… Выпустить книгу большим тиражом издательству было непросто – тема, по словам автора, сегодня не очень популярная, это же не детективы, к примеру, с замысловатым, а то и облегченным сюжетом. Это – по сути, хроника происходящего: с октября - передвижений, событий и боев, вплоть до обороны самых малых населенных пунктов, всех соединений наших и немецких войск, начиная с появления здесь «катюш» до момента, когда город был окружен в декабре, но так и не взят врагом.
В книге публикуется более полутора сотен новых текстов и документов, сделаны переводы, уточнены факты и биографии. Массы подробностей и неожиданных сопоставлений даны день за днем, а известному писателю, историку, автору, в частности, нескольких книг о Звенигородском крае и Московии было что сопоставлять на протяжении почти семи столетий существования города-крепости, стоящего на защите Отечества от захватчика. Перелопачены материалы из Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО РФ) в Подольске, проработана полученная литература из Германии, Великобритании и США. Взгляд на события осени-зимы 1941-го впервые дан с обеих сторон. Появились некоторые имена у наших командиров и солдат (от рядовых до комполка), у безликих до того – немецких офицеров. А они оставили здесь немало своих кладбищ, аккуратно хороня каждого убитого с обязательным крестом и табличкой, следы которых уже летом 1942-го были уничтожены отрядами НКВД и жителями, возвращавшимися на пепелища. Ведь путь на Москву в октябре 41-го был открыт, реальной линии обороны после Можайска, по утверждению автора, просто не было!
Но самое главное – чьей же кровью была полита, кто своим телом закрыл брешь в обороне в самом центре Западного фронта, у дач Николиной горы, на будущей Рублевке, в десяти минутах ходьбы от дома Сталина в Зубалове (где ныне резиденции обеих наших лидеров: «Ново-Огарево» и «Горки-9») и в получасе езды на танках до Москвы? Почему-то и сейчас считается, что Звенигород – это туристическая и санаторная зона отдыха. Но немцы его тогда не взяли, как Можайск, Волоколамск, Наро-Фоминск или Рузу, и потому посчитали, что бои здесь были НЕСУЩЕСТВЕННЫМИ. А то, что вокруг Звенигорода и одноименного района Подмосковья, куда входили тогда Одинцовский, Истринский, Ленинский, Красногорский и другие территории, располагается настоящий мемориальный пояс из почти 200 братских могил, во многом без полного списка имен погибших, - это, конечно, мелочи.
Кто, что и когда уничтожил, пожег или взорвал: от поселений до храмов? Твердо известно лишь, что при штурме немцами села Ершово 2 декабря 1941 года была уничтожена церковь, в памяти это осталось потому, что на Нюрнбергском процессе взрыв храма вошел в список преступлений. Но немало материалов и до сих пор остаются засекреченными в архивах, несмотря на минувшее время. Видимо, долго еще мы будем открывать страницы «Неизвестной войны…».
Исследовательская работа была проделана в течение года К.Ковалевым-Случевским огромная, еще некоторое время назад он признавался, что продолжает «воевать». В книге 272 страницы, а как мало мы знаем…
Мария Ильницкая