Развитие цифровых сервисов, поддержка бизнеса и удобство граждан – среди приоритетов налоговиков
Наталья АрдалинаДень работника налоговых органов России
В нынешнем году Налоговая служба отмечает 30-летний юбилей. За эти годы она прошла большой путь развития, одной из первых среди государственных ведомств встала на рельсы цифровизации, сделала все свои сервисы максимально удобными для людей. В преддверии юбилея на наши вопросы ответила руководитель краевого управления ФНС России Елена Афонина.
– Елена Алексеевна, год выдался крайне непростым для всех, в том числе и для Налоговой службы. На вас легла большая ответственность по возвращению налогов малому бизнесу, выплате субсидий и многое другое. Расскажите, пожалуйста, об особенностях работы в период пандемии.
– В первую очередь, конечно, на фоне распространения коронавирусной инфекции снизилась деловая и потребительская активность. Последствия этого выразились в снижении поступлений в бюджетную систему по всем уровням. В консолидированный бюджет Ставропольского края поступления также снизились, но, учитывая ситуацию, незначительно – на 1 процент. Они составили более 50 млрд рублей.
При этом принят целый комплекс мер по поддержке бизнеса: выплачены субсидии, перенесены сроки уплаты налогов, организации и предприниматели из пострадавших отраслей вообще освобождены от налогов за второй квартал. Снижены налоговые ставки.
Нашей службе действительно пришлось выполнять функции по выдаче субсидий, возвращению ранее уплаченных налогов. Но, хочу отметить, эти действия для налоговиков не новы, так как уже давно мы работаем с налоговыми вычетами – это не что иное, как система поощрения открытых отношений с государством.
Выплата субсидий – это очередная мера поддержки государством. И тут тоже были свои правила. Не имеешь задолженности, точно отобразил свой вид деятельности, достаточно аккуратно ведешь бизнес, чтобы попасть в реестр малого и среднего бизнеса – получи выплату от государства. Думаю, этот опыт стал отправной точкой для повышения дисциплины наших налогоплательщиков. Объемы выплат внушительны. За апрель и май выплачено около 1 млрд 800 млн рублей зарплатных субсидий. В июле налогоплательщики, понесшие затраты на дезинфекцию, получили 90 млн рублей.
– Все ли прошло гладко, были ли вопросы, недоразумения, споры с налогоплательщиками?
– Проблемных ситуаций было очень много, но мы старались всем помочь, предоставить исчерпывающую информацию и сделать все от нас зависящее, чтобы помощь государства была оказана каждому.
Мы отслеживали положение дел с помощью ситуационных центров, которые были созданы как в краевом управлении, так и в каждой инспекции. За 34 недели работы в региональный и территориальные ситуационные центры ФНС России по краю поступило 615 обращений от налогоплательщиков. Эти вопросы касались снижения выручки, предоставления отсрочек, уточнения сроков представления деклараций, уплаты налогов и правил предоставления субсидий. Чаще всего к нам обращались за разъяснениями налогоплательщики, занятые в санаторно-курортной и туристической сферах, сфере услуг, ресторанном бизнесе, торговле, арендодатели.
Также было много обращений с вопросами о правомерности выплаты одним и невыплаты другим. Тут поясню, что в наши функции не входило вынесение решений о правомерности получения субсидий. Процесс их предоставления в обоих случаях был максимально автоматизирован и осуществлялся программным комплексом ФНС России путем обработки сведений и проверки на соответствие критериям.
– Вы упомянули о налоговых вычетах. Насколько активно пользуются ими ставропольцы?
– За предыдущий налоговый период 13,5 тысячи жителей края подали декларации для получения социальных налоговых вычетов на лечение и обучение, это на 30% больше, чем в прошлом году. Еще на 20% увеличилось количество налогоплательщиков, заявивших имущественные вычеты в связи с приобретением недвижимости – всего 55 тысяч человек. Я считаю эти меры поддержки правильными и важными: если гражданин честен в вопросах покупки недвижимости, оплаты лечения, обучения – пожалуйста, получи часть потраченных средств.
– Не так давно в нашем крае появился новый налоговый режим для самозанятых граждан – налог на профессиональный доход. Начали ли пользоваться им жители Ставрополья?
– Да, налог на профессиональный доход был введен в крае с 1 июля, и сразу же в первый день начала действия краевого закона зарегистрировалось 535 самозанятых граждан. Сегодня их насчитывается более 16 тысяч.
Этот налоговый режим позволяет использовать пониженную ставку – 4% с оборота при операциях с физическими лицами и 6% – с юридическими. Процесс регистрации проходит вообще без визита в налоговые органы, все это делается очень быстро, через ваш смартфон, нужен лишь паспорт. Могу отметить, что люди это оценили: на всю процедуру нужно затратить 2–3 минуты, потом доступна генерация чеков без кассового аппарата, доступны мобильные приложения различных банков и платформ, с которыми сотрудничают самозанятые. Через ЦИАН сейчас стала легальной сдача в аренду квартир.
Быть самозанятым и работать «в белую» выгоднее: можно заключать контракты, легально осуществлять поставки юрлицам, получать микрозаймы.
Кроме того, самозанятые граждане оказались более устойчивы к кризису, чем малый бизнес в целом. Но, конечно, и они по-разному переживали период удаленной работы в зависимости от видов деятельности. Так, например, у самозанятых водителей такси в начале апреля, когда люди вообще старались не выходить из дома, регистрируемые доходы упали на 62% и полностью восстановились только в середине июня, когда большинство ограничений было отменено. Зато у курьеров доход вырос более чем в три раза, так как люди, сидя дома, стали активно пользоваться услугами доставки.
Важно, что этот режим встроен и в пенсионную систему. Самозанятый гражданин может добровольно формировать свой пенсионный стаж через приложение «Мой налог». Принципиально важна добровольность выбора. В режиме «самозанятый» есть еще два ограничения. Вы должны производить товары или услуги самостоятельно, у вас не должно быть нанятых работников; и объем вашего годового дохода не должен превышать 2,4 млн рублей в год. Но уберите эти ограничения – и вы получите возможность администрирования, просто поменяв ставки. То есть это задел на будущее, канва для новых, удобных для налогоплательщиков режимов. Крайне важно на будущее налоговое администрирование распространить все эти принципы. Нужно бесконтактное налоговое администрирование, когда жизнь налого-плательщика не обременяется проверками и госдавлением. Наша задача – встроиться в экосистему обычной жизни человека так, чтобы не мешать ему делать свое дело. Нам нужно, чтобы налогообложение было встроено в обычную жизнь так же, как встроены, например, коммунальные услуги. Когда вы согласны с тарифами, вы платите за воду, за газ, за свет. Платить налоги в том же режиме – вот к чему мы идем! Мы идем к тому, чтобы стать адаптивной платформой, которая встроена в экосистему налогоплательщика удобно и необременительно, не мешать ему генерировать новые идеи и просто жить своей интересной жизнью.
– Вы отметили, что самозанятые могут зарегистрироваться за 2-3 минуты. Но, насколько мне известно, и в остальном налоговое ведомство не отстает от тенденций цифровизации?
– Безусловно, наша конечная цель – адаптивная система налогового администрирования, технологии, которые встроены в жизнь человека или компании максимально незаметно и помогают им исполнять долг перед государством и обществом. Эти технологии нуждаются в осмыслении, в новых перспективных инструментах. Основным таким инструментом для ФНС является автоматизированная информационная система «Налог-3». Мы надеемся на то, что люди нас будут меньше замечать и больше заниматься своим делом, работой. Чем незаметнее мы будем, тем будет выше оценка налогового администрирования в России.
Хочу поднять еще одну важную тему – увеличение точности. В мире вообще-то по умолчанию люди обязаны сами заполнять декларацию и следить за своими доходами. В том числе в связи с уплатой транспортного и земельного налогов – самостоятельно следить за имуществом, которое принадлежит им на праве собственности, заполнять декларации и уплачивать налоги. В России достаточно уникальная ситуация: принцип самоначисления, который везде в мире принят как аксиома, не стали применять, когда писался Налоговый кодекс. В мире это нечастая практика – такова продвинутая система лишь в Швеции, в Норвегии. Для людей, конечно, хорошо, но это очень серьезно осложнило возможности нашего администрирования. Нам пришлось потрудиться, чтобы создать технологию и систему, которая на сегодняшний день абсолютному большинству людей помогает все это сделать за минуты.
Мы работаем с 15-ю ведомствами, которые нам поставляют информацию, влияющую на результат. Конечно, это трудоемкий процесс, и цифровизация нацелена в том числе на достижение стопроцентной точности.
Уже около 300 тысяч ставропольцев уплачивают имущественные налоги через Личный кабинет на сайте или в мобильном приложении, и сейчас это приобретает особое значение. В любой момент нас могут ограничить в свободе передвижения из-за угроз пандемии, и государство должно дать полный инструментарий решения бытовых вопросов в дистанционном режиме. Напомню, что срок уплаты налогов для физических лиц – 1 декабря, и лучше сделать все вовремя, чтобы платежи не увеличивались за счет пеней и штрафов.
– Сегодня налоговая служба занимается еще и страховыми взносами. Насколько сложной оказалась для вас эта задача, справились ли вы с ней?
– Функции по администрированию страховых взносов переданы нам в 2017 году, за этот период нам удалось в разы повысить эффективность собираемости. Но при этом мы столкнулись с другой серьезной проблемой. Множество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые «забросили» свою деятельность и должным образом не закрылись, остались в реестрах. А обязанность по уплате страховых взносов сохраняется независимо от ведения деятельности. Мы провели серьезную работу по исключению из реестров недействующих субъектов бизнеса. Эта работа преследует две цели: во-первых, защитить самих предпринимателей от дальнейшего увеличения долгов, во-вторых, обеспечить достоверность государственных информационных ресурсов. Однако есть и другая сторона такой забывчивости: предприниматель, принудительно исключенный из реестра, не сможет заниматься бизнесом в течение трех лет. Поэтому, конечно, предпочтительнее закрыть бизнес самостоятельно.
Всего с 1 сентября 2020 года мы приняли более 5,5 тысячи решений о предстоящем исключении индивидуальных предпринимателей из ЕГРИП, 811 из них уже исключены из реестра.
В этом году многие субъекты бизнеса смогли применять ставки тарифов страховых взносов вполовину меньше в отношении выплат, произведенных в пользу наемных работников и превышающих минимальный размер оплаты труда (12130), то есть совокупный размер страховых взносов уменьшен с 30 до 15 процентов. Данной преференцией в 2020 году уже воспользовались девять тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, эта льгота продолжит действовать и в последующие годы.
В рамках поддержки малого и среднего бизнеса в период пандемии правом не исчислять и не уплачивать страховые взносы за 2-й квартал 2020 года воспользовались более шести тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей. Правом на перенос сроков уплаты страховых взносов с полученных доходов за 2019 год воспользовались около десяти тысяч индивидуальных предпринимателей.
– Мы от редакции хотели бы поздравить вас и ваших коллег с профессиональным праздником, пожелать вам в работе встречать исключительно добропорядочных налогоплательщиков. Что бы вы пожелали коллегам в юбилей?
– С особым чувством хочу обратиться к ветеранам службы. В основу наших достижений положен ваш труд! Спасибо вам! Всем коллегам хочу пожелать вдохновения, на самом деле даже в нашей профессии есть место творчеству. Налоговик – это человек, сочетающий в себе профессиональные знания и постоянное стремление учиться, повышать свой уровень. Для всего этого нужен мощный эмоциональный запал. Наверное, в жизни это самое важное – чтобы огонь не угас. Всем своим коллегам я желаю больше положительных эмоций, чтобы подпитывать этот внутренний реактор!