Реформа буксует?
Ольга ТокмаковаС основным докладом перед партийцами выступил председатель краевой Думы Юрий Гонтарь, который и возглавляет думскую фракцию "единороссов". Как следует из материалов, переданных пресс-службой ГДСК, за полгода жизни в реформе и мониторинга ее правовых основ выяснилось, что главная беда - высокий уровень централизации бюджетных средств на краевом уровне и недостаточные полномочия края по сбалансированному наполнению бюджета муниципальных образований. Проблема бюджетного выравнивания стала самой острой.
В этом году объем субвенций муниципалитетам из краевого бюджета на полномочия МСУ за год вырос более чем в пять раз. В итоге муниципалитеты оказались на "игле" этих субвенций из края, хотя логика реформы предполагала как раз обратное - финансовую самостоятельность. Другая проблема - Бюджетный кодекс, который допускает единый норматив при определении доли налогов, поступающих в местные бюджеты, что препятствует выравниванию бюджетной обеспеченности, потому что у муниципалитетов разная налоговая база. Еще в марте в Минфине РФ поняли эту проблему и предложили регионам при формировании бюджетов на следующий год заложить резервные деньги на обеспечение бюджетного выравнивания. Многие вновь созданные муниципалитеты при слабой ресурсной базе и неэффективном управлении могут стать банкротами. Есть проблемы и с перераспределением имущества.
Резолюция заседания в Ставрополе рекомендует депутатам-единороссам консультировать политсоветы отделений "Единой России" и разъяснять партийную позицию по реализации муниципальной реформы в СМИ. В пресс-службе ГДСК редакции "ВС" пояснили, что идея, или "вектор" ФЗ № 131, верная. В начале 90-х годов эта правильная идея не сработала, потому что муниципалитетам не оставили источников финансирования. Депутаты краевой Думы считают, что надо устранять недостатки законодательства в направлении децентрализации бюджетных средств в пользу муниципальных образований.
Между тем над твердой позицией партии и правительства сгущаются тучи. Экс-руководитель краевого отделения "Единой России" Владимир Катренко еще в прошлом году на своей пресс-конференции в Ставрополе говорил, что вводить реформу в нашем крае - приграничном с Чечней регионе - преступление. А посещавший край председатель Совета Федерации Сергей Миронов хотя и хвалил нашего губернатора за смелость, но при этом произнес интересную фразу: "Многие губернаторы не согласились на проведение реформы, и я их понимаю". Действительно, самой главной проблемой муниципальной реформы остается финансирование - из 88 субъектов РФ 80 живут на трансферты из Центра. Органы МСУ должны существовать только на часть подоходного налога и земельный налог, а также на налог на имущество физических лиц - получается, что достаточной налоговой базы у них нет. Тот же земельный налог не начнет приносить ощутимых доходов, пока не оценят землю.
Еще в марте губернатор Камчатки Михаил Машковцев сказал про реформу, что надо остановить эту трагедию и продлить переходный период. На днях на пленарном заседании Госдумы России одобрили в первом чтении законопроект, суть которого - разрешить субъектам федерации отсрочить реформу местного самоуправления. Правда, законопроект, который обсуждается лишь в первом чтении, могут принять в лучшем случае осенью, после депутатских каникул. Суть этого законопроекта в том, что обязательный срок вступления в силу ФЗ № 131 предлагают перенести на начало 2008 года, а если и к этому времени субъект РФ к реформе не готов, то он сам для себя определяет срок до 1 января 2010 года.