«Резерв за счет первой строки»
Тамара КоркинаВзаимоотношения собственников помещений в многоквартирных домах с управляющими компаниями - одна из острейших проблем ЖКХ. «Вечерний Ставрополь» посвятил ей немало публикаций, в том числе вызвавшие большой общественный резонанс «Отлученные собственники» (4 февраля 2010 года) и «Трудный путь к родному дому» (15 апреля 2010 года). Обе публикации были коллективными письмами жильцов дома 16/3 по улице 50 лет ВЛКСМ. Тогда выход из тупиковой ситуации, сложившейся во взаимоотношениях многоквартирного дома с управляющей компанией № 6, жильцы увидели в создании ТСЖ. Как живет дом сейчас? Об этом мы разговариваем с председателем правления ТСЖ «Фортуна» Аллой Горшковой. Всю жизнь проработавшая экономистом, она имеет сегодня большой авторитет у всех, кто озабочен судьбой своего дома.
- Алла Александровна, выход из управляющей компании, организация ТСЖ - насколько легко вы прошли этот путь?
- Что легко - никак не скажешь. Мы создали ТСЖ и зарегистрировали его в Федеральной налоговой службе 28 декабря 2009 года. А Соглашение о расторжении договора с УК-6 было подписано 19 марта 2010-го. Как только мы уведомили УК, что организовали ТСЖ и хотим расторгнуть с ней договор, начались всяческие препятствия. Например, меня как старшую дома обвинили в воровстве нескольких миллионов рублей из федерального бюджета. Насколько абсурдно это обвинение, думаю, говорить не надо. Но часть простодушных жильцов поверила. Последовало заявление о том, что подписи собственников были сфальсифицированы, а следовательно, создание ТСЖ незаконно.
- Сейчас подобный сценарий разыгрывается на многих домах. Находится вдруг кто-то, заявляющий о фальсификации, дело доходит до судов.
- Я очень много общаюсь с коллегами-старшими, не пропускаю никаких мероприятий, где обсуждаются проблемы управления домами. И абсолютно уверена: когда дом расколот на «лагеря», ищите следы управляющей компании. У нас дело дошло до того, что Соглашение о расторжении договора с УК было подписано в кабинете главы администрации Промышленного района по распоряжению тогдашнего главы города Николая Ивановича Пальцева.
А дальше события развивались так: организовав ТСЖ, мы все же решили передать управление домом и его обслуживание ООО «Городская управляющая компания». Посмотрели ее рейтинг, экономические показатели, методику расчетов за услуги - и остановили выбор на ней. Сами управлять домом мы не решились, доверились профессионалам.
К тому же если предыдущая компания брала за управление 3 рубля 42 копейки с квадратного метра, то новая запросила 1 рубль 63 копейки, экономия для дома очень ощутимая.
Хочу сразу внести ясность: ни я как председатель ТСЖ, ни члены правления не имеют ни единой копейки на оплату своего труда. Я никогда не получала и не хочу получать деньги за помощь своему дому. У меня улучшается настроение, хочется жить, когда в моем доме сделано и то, и это. Я стараюсь не только для людей, но и для себя.
- Вы перешли в другую компанию. Разница ощутима?
- Еще бы! Теперь нам не надо ходить с заявками по два и более года, выпрашивая деньги на ремонтные работы. Сейчас все делается очень быстро. Отдала я в УК решение правления или общего собрания, заявку - и завтра же на дом присылается мастер. Тут же согласовываются объемы услуг, через два дня получаем готовую смету, просматриваем ее - и все, начинаются работы. Очень хорошо, что в штате нынешней УК есть все специалисты по производству текущего и капитального ремонта. Она практически не привлекает сторонние подрядные организации, что, конечно же, удешевляет услуги.
По нашему дому есть свой лицевой счет по статьям затрат. Отчет правления ТСЖ и управляющей компании о расходовании средств доводится до каждого собственника ежеквартально, причем расчет ведется отдельно по каждому подъезду.
- Дом почувствовал разницу в стоимости услуг?
- Безусловно. Расходы, предъявляемые нашему дому прежде, были просто нереальными. Взять статью «уборка придомовой территории». В 2009 году по ней дому управляющей компанией № 6 было предъявлено 276,2 тысячи рублей. Эта сумма была списана с нашего лицевого счета и составляла 50,4 процента от суммы всех затрат. С апреля 2010-го и по март 2011-го, то есть когда мы перешли в Городскую управляющую компанию, затраты на содержание той же территории составили 72 тысячи рублей, или 15,6% от всех затрат по дому.
Еще раз подчеркну, что мы сами формируем расходы и выплаты. Например, сами подбираем кандидатуру дворника, в УК его зачисляют в штат с окладом, который определяем мы. И смету - сколько заложить на спецодежду, на инвентарь, на вывоз листьев, определяем сами.
До сих пор мне непонятно, на какие нужды УК-6 закладывала дому страховой и накопительный фонды, потом они нигде не проявлялись.
- Давайте поговорим о самой волнующей всех строке платежа - первой. Как сейчас складываются расходы по ней?
- Опять-таки я вынуждена обратиться к прежнему опыту. Когда мы работали с УК-6, тариф по первой строке был 10 рублей 3 копейки. Эта плата предусматривала исключительно управление домом (3 рубля 42 копейки) и услуги по его содержанию и техническому обслуживанию.
Самое главное для каждого дома - текущий ремонт - в этот тариф не входил. Он предусматривался за счет дополнительной платы от 4 до 6 рублей.
Перейдя в другую компанию, мы утвердили тариф на общем собрании дома. В прошлом году он был 10 рублей 68 копеек, на 65 копеек больше. Но... В нем на содержание направлялось 5 рублей 49 копеек, а на текущий ремонт - 5 рублей 19 копеек. Никаких дополнительных строк в нашем платежном документе нет.
С апреля 2011 года мы увеличили тариф на 15 процентов, сейчас он составляет 12 рублей 30 копеек. Нам можно было бы тариф и не поднимать. Но в доме много должников, из 100 квартир 13 не платят.
К сожалению, именно среди должников находятся люди, всячески мешающие нормально работать мне как председателю, членам правления. Мы вынуждены принимать меры по защите прав и интересов законопослушных жильцов, которые платят за недобросовестных соседей, а это порождает агрессию, лживые заявления.
- Давайте подытожим: что удалось сделать в доме на те деньги, которые практически полностью из него уходили?
- Мы просто сохранили платежи и стали на них жить, благоустраивать свой дом. За полтора года, как мы ушли в другую управляющую компанию, в доме произведено текущего ремонта на сумму 356 тысяч рублей. В том числе - частично заменили кровлю линокромом, восстановили парапетные стены, заменили окна в подъездах на металлопластиковые, отремонтировали цокольную часть фасада, заменили запорную арматуру горячего и холодного водоснабжения, чтобы отключать стояки, а не весь дом, отремонтировали семь балконных железобетонных плит и так далее.
Оставлены деньги на новый пластинчатый теплообменник, будем покупать и реконструировать тепловой узел, ставить терморегулятор. Резерв денег у нас образовался именно за счет первой строки, никаких дополнительных сборов мы не делали.
- Думаю, вы многих озадачите такой арифметикой. У всех ни на что не хватает, а у вас денежные резервы.
- Мне ко всем хочется обратиться: люди, считайте! Думайте, какие затраты можно исключить из содержания общего имущества. Например, домам, в которых исправны коммуникации, не надо заключать договоры с аварийными службами. По старинке аварийные работы закладываются в содержание квадратного метра. Вызывал дом аварийную или нет - абонентскую плату он отчисляет, вернее, с него снимают. А если коммуникации и старые, то на те же деньги лучше проложить новые трубы и забыть о неприятностях. Это не такое уж дорогое дело.
Расторгнув договор с УК-6, нашему дому удалось сэкономить 343 тысячи 900 рублей, в том числе по услугам аварийных служб и по статье «проверка состояния системы водоснабжения» – 73 тысячи 700 рублей, по услугам управления домом 66 тысяч 700 рублей, по содержанию придомовой территории 204 тысячи 500 рублей.
Сегодня по нашему дому управляющая компания заключает договор на техническое обслуживание только с ОАО «Теплосеть». Во-первых, там лучшие специалисты в городе, а во-вторых, в доме еще не произведен капитальный ремонт системы отопления.
Все вопросы в доме мы решаем сообща, по-хозяйски.