Римма Иванова - кавалер ордена Святого Георгия Победоносца
Римма была участницей всех интересных мероприятий в гимназии. Она любила Ставрополь. Гимназистки вместе с учителями много путешествовали по окрестностям города и знали речки, ручьи, пещеры, словом, все достопримечательности. Они также узнавали многое о растительности окрестных лесов и полей, названия трав и деревьев.
Когда в Ставрополь был передислоцирован знаменитый 83-й Самурский пехотный полк, участвовавший в войнах на Кавказе, это внесло оживление в обычную жизнь горожан. На улицах города появилось больше военнослужащих, в том числе офицеров. Римма часто бывала в полковом музее, библиотеке, где было много книг по военной истории. Там имелись описания истории самого полка, его участия в боевых действиях, рассказы об отдельных героях. Римма, бывая в полку, его музее и библиотеке, познакомилась с героической историей Самурского полка.
В гарнизоне был хороший духовой оркестр, который играл не только на смотрах, маршах, парадах, но и по праздникам в городской роще. Там собиралось много людей, чтобы послушать мелодии, исполняемые полковыми музыкантами. Часто под музыку оркестра устраивались танцы, в которых участвовала и Римма вместе с другими гимназистками и гимназистами.
Молодые офицеры полка по приглашению гимназисток часто бывали на вечерах, которы е устраивались в Ольгинской гимназии. В свою очередь, гимназистки по приглашению молодых офицеров посещали полковые вечера. Завязывались знакомства, и Римма многое узнавала об армейской жизни, о которой рассказывали молодые офицеры, стараясь показать себя с лучшей стороны и зарекомендовать себя рыцарями в глазах гимназисток.
Училась Римма в гимназии легко, но как-то не очень стремилась к отличным оценкам. Она считала, что главным должно быть получение прочных и глубоких знаний. Была Римма человеком общительным, подвижным, за что её уважали в гимназической среде. Она активно участвовала во всех мероприятиях, которые проводились в гимназии.
Мама Елена Никаноровна приобщала дочь к домашним заботам, потихоньку приучая к самостоятельной жизни. Мало ли что в жизни могло случиться. К примеру, поедет девочка учиться в другой город. Елена Никаноровна учила её готовить, и это получалось неплохо. Вместе с матерью они шили платья, блузки и другие вещи по понравившимся фасонам. Так что Римма часто щеголяла новой модной одеждой. Девчонки восхищались её нарядами и часто просили выкройки, чтобы и себе пошить такие же обновы.
Когда летом 1912 года отшумели торжественные мероприятия по случаю окончания гимназии, прошёл выпускной бал, перед Риммой встал вопрос: как быть дальше, чем заниматься? И Римма, и родители очень хотели, чтобы она продолжала обучение в институте. Но после долгих раздумий родители, исходя из того что Володя ещё не окончил университет, а учить одновременно двух студентов вдали от дома при тех скромных средствах, которыми располагала семья, было очень трудно, решили повременить ещё с год. Кроме того, они считали, что у Риммы ослабленное здоровье и его нужно укрепить. Поэтому на семейном совете было принято решение о том, что дочь не будет поступать в этом году в институт, а дополнительно пройдёт углубленный курс изучения математики в гимназии, что в будущем ей может пригодиться при поступлении. Римма осталась ещё на год в имевшемся для этих целей в гимназии 8-м классе, по окончании которого официально присваивалась квалификация учителя начального училища. В 1913 году Римма успешно окончила 8-й класс, получив аттестат и квалификацию учительницы начальной школы.
И вновь встал вопрос, как быть дальше. В конце концов родители пришли к решению не отпускать дочь на учёбу в институт, считая, что будет более целесообразным сделать это в 1914 году, когда Володя закончит обучение в университете. Да и Римма к тому времени повзрослеет и физически окрепнет. Поскольку впереди был целый год неопределенности, Римма решила поработать учительницей в сельской школе.
В 1913 году в Ставропольской губернии были введены земские учреждения, в ведение которых передали школы. Работа в земских школах считалась престижной, а земский учитель пользовался большим авторитетом и уважением среди населения.
Об этом в то время много писалось в газетах. Осенью этого же года Римма Иванова подала заявление в отдел просвещения губернской земской управы с просьбой предоставить ей место учительницы в одной из сельских школ губернии. Римме было предложено работать в земской школе села Петровского (ныне г. Светлоград) Благодаринского уезда.
Учительница сельской школы
Инспектор народных училищ 4-го района губернии выдал ей предписание: «Уведомляю Вас, что Вы, согласно просьбы, назначены с 15 декабря и.д. заведующей Петровским девятым, одноклассным, Благодаринского уезда, училищем (при пятом Петровском). Прошу явиться своевременно к месту службы».
Село Петровское было крупным населённым пунктом, центром волости с населением более 10 тысяч человек, расположенным в 70 верстах от города Ставрополя. Село было основано ещё в XVIII веке и известно своей торговлей, различными промыслами, производством домашнего виноградного вина, качественным зерном. В селе было 8 школ и открывалось девятое училище. Родители особенно не возражали против поездки Риммы в село Петровское и скрепя сердце отпустили её к новому месту работы.
Получив все документы в отделе образования губернской управы, а также на право проезда на земских лошадях, Римма, нагруженная матерью всем необходимым ей на новом месте скарбом, распрощавшись с домашними, выслушав все наставления родителей, не откладывая, отправилась по месту своего назначения. Путь в 70 вёрст занял целый день. Дорога шла через сёла Надежду, Старомарьевку, Грачевку, Константиновку, где на станциях меняли лошадей.
Когда Римма приехала в Петровское, то своим внешним видом не произвела впечатления ни на школьное начальство, ни на родителей. Маленькая, щупленькая учительница выглядела девочкой. И многие на неё вначале смотрели с недоверием, чему-де может научить такая учительница. А некоторые даже боялись доверить ей своих детей.
Начального училища как такового не существовало. Было принято решение уездной земской управы о его создании. Поскольку помещения для него не имелось, открыли его на базе имеющегося пятого училища. Римме пришлось создавать училище на пустом месте. Потребовалось больше месяца, чтобы решить все организационные и хозяйственные вопросы, набрать учащихся.
Был как раз пик зимы. Темнело рано. Занятия начинались после обеда и шли не более трёх часов. Но программу нужно было выполнять. Кроме того, Римма хотела всем доказать, что она может работать не хуже других и получать хорошие результаты. Поэтому она договорилась с родителями, что дети будут в школу приходить раньше времени и заниматься, где придётся, чтобы ребята могли добраться домой засветло. Это, конечно, было очень сложно. 5-е училище не располагало лишними площадями. Поэтому учительница использовала любое свободное помещение, чтобы пораньше начать уроки и закончить их до наступления темноты. Приходилось заниматься в коридоре, в любом приспособленном помещении. Недостаток необходимых условий для занятий Римма старалась компенсировать за счёт внимательного, доброжелательного отношения к ученикам. Многие смотрели с недоверием и насмешкой на то, что делала Римма, не веря, что она может добиться каких-то результатов.
Но случилось невероятное.
Новая учительница с первого дня своей работы быстро нашла общий язык с учениками, даже с непоседами и шалунами. Работала Римма самозабвенно. Здесь сказались её большая ответственность за дело, глубокие, основательные знания.
Римма всегда очень тщательно готовилась к занятиям в школе. Говорила она ученикам обо всём просто, доходчиво, понятно. При этом у неё была грамотная речь. Учительница хотела, чтобы её ученики учились говорить грамотно, ведь в Петровском жили потомки переселенцев из Малороссии и российских губерний с характерными для этих территорий диалектами и говорами.
Окружающих, родителей и учителей удивило то, что Римма Михайловна очень много возилась с детьми и до уроков, и после, дополнительно занимаясь с теми, кто чего-то не понимал. Она не верила в то, что человек не может учиться, достичь знаний. Помня наставления преподавателей гимназии, Римма, в отличие от некоторых учителей, считала всех детей в классе способными, умными, требующими индивидуальный педагогический подход. Она вела себя ровно со всеми учениками, никогда на них не кричала, тем более не била, как это иногда делали другие учителя, руководствующиеся тем, что «битие определяет сознание». Поэтому ученики её не боялись, а относились с большим уважением и «хвостиком» ходили за своей учительницей.
Уже первый месяц показал результаты её работы. Многие ученики в классе быстро осваивали программу, стали учиться значительно лучше, осмысленнее, а родители приходили в школу и благодарили молодую учительницу. Это больше всего радовало Римму. И она уже не приходила в отчаяние, если что-то не получалось.
Николай СУДАВЦОВ, доктор исторических наук