«Рога и копыта» не пройдут

Система муниципального заказа на поставку товаров и услуг будет подвергнута значительной корректировке, которая позволит выстроить заслон для недобросовестных поставщиков, а также исключить ситуацию сговора участников открытых аукционов. Об этом шла речь на очередном заседании администрации города Ставрополя.

Автор сценария - поставщики

Широко известен случай, в свое время ставший причиной принятия очень жестких кадровых решений новой командой администрации города. Речь идет о подрядчике, который, имея в собственности стол и ручку, чудесным образом выигрывал один за другим муниципальные конкурсы на проведение строительных работ, получал солидный аванс, прокручивал деньги, а по прошествии нескольких месяцев перепродавал контракт субподрядчикам. И покровительство таким вот фирмам «Рога и копыта» в городской администрации осуществлялось на протяжении многих лет.
По словам директора комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя Сергея Долгова, Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» – один из самых сложных и недоработанных. Что и стало причиной всевозможных злоупотреблений.
Так, например, в сферах закупок медицинского оборудования, лекарственных препаратов, строительного подряда участвуют одни и те же лица, вступающие в сговор в пользу одного из участников. Он же в единственном лице является на аукцион (хотя документы на участие подают несколько лиц) и выигрывает его по начальной, то есть максимальной, цене. В 2008 году практически половина открытых аукционов прошла по такому сценарию.
Еще в конце прошлого года глава города Николай Пальцев поставил задачу создать систему тотального контроля за проведением конкурсов на выполнение строительных работ, закупку товаров и услуг для нужд муниципалитета. С этой целью он обратился в Счетную палату СК за оказанием помощи по аудиту бюджетных расходов.
Однако совершенно очевидно, что одним кнутом ситуацию не исправить. Нужно создать такую систему размещения муниципального заказа, которая сама по себе предотвратит возможность подобных случаев, в том числе широко распространенную практику «протаскивания своих».

Утром - стулья, вечером - деньги

К числу таких антикоррупционных мер относится внедрение открытого аукциона в электронной форме.
Электронный аукцион, в ходе которого соблюдается анонимность поставщиков, полностью исключает возможность сговора участников торгов, позволяет максимально открыто проводить закупки, не требует подачи заявок на бумажных носителях. На конец первого квартала в Ставрополе уже проведено четыре электронных аукциона на сумму 3,9 млн рублей с экономией более 20 процентов. Еще 20 аукционов размещены на сайте и пройдут в установленные законом сроки.
Именно этот способ необходимо сделать ведущим при размещении муниципального заказа в тех случаях, когда это не ограничено законом, подчеркнул глава города.
Еще одним средством от недобросовестных поставщиков должен стать отказ от их авансирования, а также расторжение сделок, если победитель не предоставляет сведений, которые требует заказчик до заключения контракта или не выполняет его условий.
- Только в этом случае, - отметил глава, - у заказчика остаются дополнительные рычаги контроля за ходом работ. И их надо использовать максимально.
Стоит отметить, что в арсенале форм борьбы с фирмами «Рога и копыта» существует и возможность их внесения в реестр недобросовестных поставщиков. Эта инициатива должна исходить непосредственно от заказчиков. Однако, по словам Долгова, несмотря на многочисленные жалобы на низкое качество, несоблюдение сроков и срыв работ, пока ни один из муниципальных заказчиков города Ставрополя не выступил с подобным предложением.
В чем истинная причина сложившейся ситуации, остается только догадываться. Однако в любом случае она свидетельствует о необходимости повышения контроля и ответственности всех участников системы муниципального заказа.

Ответственность на троих

Комитетом экономразвития и торговли уже давно внедрена практика привлечения к участию в работе конкурсных или аукционных комиссий представителей заказчиков.
- Но, к сожалению, - отметил Сергей Долгов, - не всегда обеспечивается необходимый уровень присутствия. Это, как правило, юристы, не всегда ориентирующиеся в тонкостях технологии и оборудовании. Мы предлагаем организовывать присутствие при работе комиссий представителя заказчика, занимающего должность не ниже заместителя руководителя, который разбирается именно в особенностях товаров, работ, услуг. Это сразу снимет многие вопросы, которые могут возникнуть между уполномоченным органом и заказчиком, выработать алгоритм дальнейшего контроля за процессами, начиная от получения протокола до заключения контракта и заканчивая его исполнением.
Кроме того, комитет экономразвития выступил с инициативой внедрения экспертного согласования заявок.
Часто из соображений экономии муниципальные заказчики предоставляют проектно-смет-ную документацию, рассчитанную собственными силами, что ведет к некорректно обозначенным видам и объемам работ или услуг. Контролировать все заявки заказчиков должным образом комитет не в состоянии, так как зачастую сам нуждается в консультациях специалистов строительного и медицинского профиля. Между тем на уровне субъекта Федерации созданы экспертные комиссии, которые рассматривают в коллегиальном порядке вопросы номенклатуры необходимых для закупки товаров, работ, услуг и формирования адекватной начальной (максимальной) цены контракта. Сергей Долгов предложил широко использовать эту возможность дополнительного согласования заявок с экспертами в соответствующих сферах.
Глава города поддержал все инициативы комитета экономического развития и торговли по наведению порядка в системе размещения заказов. Уже предпринятые и предлагаемые меры должны закрыть наиболее острые проблемы в этой сфере и усовершенствовать действующий механизм.
Комитет информационной политики администрации города Ставрополя.
 



Последние новости

Все новости

Объявление