Россия была великая, есть великая и будет великой
Наталья АрдалинаПередо мной — удивительно позитивный и полный оптимизма человек, обаятельная, веселая женщина с широкой, по-кавказски гостеприимной душой, готовая накормить-напоить любого гостя
В свои почти 95 лет Джульетта Георгиевна Бежанова по-прежнему быстра в словах и делах и открыта для окружающего мира. Глядя на нее, я вижу не ветерана Великой Отечественной войны, а юную восемнадцатилетнюю первокурсницу филологического факультета Тбилисского государственного университета, которая вместе со всем своим курсом в июне 1941-го отправилась на призывной пункт с требованием зачислить ее в ряды Советской Армии.
Патриотизм — не просто слова
Настрой девчонок оказался так серьезен, что отказать им не смогли. Осенью того же года Джульетту отправили на курсы радисток. Конечно, обучение не было полноценным — всего за три месяца выпускали молодых радистов и шифровальщиков. На эти же курсы Джульетта привела и своего брата, который был моложе нее на два года. Вообще, патриотизм для молодежи тогда был не просто красивым словом, каждый стремился внести свой посильный вклад в освобождение Родины от фашистов, и Родину не делили на республики и национальности, это была одна великая держава, оказавшаяся в опасности.
После окончания обучения девушка попала радистом в оперативную группу по обороне Главного Кавказского хребта Закавказского фронта. А ее младший брат, Ромео, вызвался добровольцем на сталинградское направление.
«Время, конечно, тяжелое было, - вспоминает Джульетта Георгиевна, - мама собирала наши вещи, сапоги, одежду, и ездила по деревням, меняла на муку, чтобы хоть как-то детей прокормить — а нас трое было, я самая старшая, еще два брата. И вот однажды она возвращается радостная, привезла муки кукурузной, а сына нет. Спрашивает, где он, а я говорю, на фронт уехал. Я сама посадила его на пассажирский поезд до Сталинграда».
Несколько месяцев после этого не было вестей от Ромео. Джульетта, благо имела такую возможность, отправила запросы в разных направлениях. Ей удалось выяснить, что Ромео был назначен начальником радиостанции — большой грузовой машины с тентом. Чтобы радиооборудование не замерзало, внутри топили печку каменным углем. И весь экипаж «угорел», надышавшись угарным газом. Впрочем, позже парнишке еще пришлось повоевать. Сегодня Ромео, ветеран Великой Отечественной войны, живет в родном Тбилиси, перезванивается с сестрой, которая после войны сделала свой выбор в пользу нашего города.
Широта души — в скромности и внимании к людям
Джульетта Георгиевна принимала участие в боях за Кавказ, за освобождение Ставрополя в том числе, ее парадный китель украшает огромное количество боевых наград, однако она постоянно сбивается на рассказы о ком угодно, только не о себе. Вот, например, ее подруга-однокурсница, которая тоже носила фамилию Бежанова, попала в зенитную часть. «Представляете, хрупкая девушка, и попала в такую часть, сама стреляла из этого огромного орудия, руководила солдатами!» Бывшие однокурсницы, ставшие после замужества Джульетты Георгиевны еще и однофамилицами, дружили на протяжении 60 лет, регулярно созванивались и встречались.
В 1942 году в Орджоникидзе (Владикавказе) на глазах у радистки погиб начальник штаба Закавказского фронта генерал Бодин. «Штаб располагался в Доме туриста, - рассказывает Джульетта Георгиевна. - Генерал Бодин сел в черный автомобиль, отправился проверять передовые позиции, и тут откуда ни возьмись «мессершмитт» налетел, расстрелял автомобиль, людей... Бодина похоронили в Тбилиси. Уже после войны из Москвы приезжала делегация, я лично с ними ходила, показывала могилу нашего бывшего начальника штаба».
С удовольствием рассказывает Джульетта Георгиевна о советских альпинистах, которых тренировали в грузинском высокогорном селе. Немцы очень серьезно подошли к подготовке к боям в горных условиях, у них был отряд альпинистов, еще до начала войны приезжавших на Кавказ. Немецкие скалолазы поднимались на вершины Главного Кавказского хребта и его отрогов, знали, по сути, все дороги и тропы. Во время боев им удалось занять Марухский перевал и водрузить там свое знамя. «Уже и от Москвы немцев отогнали, а флаг фашистский все стоял на перевале, - рассказывает Джульетта Георгиевна. - Тогда один из наших ребят, альпинист Кузнецов, поднялся на этот перевал и сбросил фашистский флаг, водрузив на его место советское знамя — я была свидетелем такого вот знаменательного события».
У нас замечательная молодежь!
Джульетта Бежанова — постоянный шеф как минимум двух ставропольских школ: средней школы №13 и 9-й гимназии, где она часто проводит с ребятами Уроки мужества, встречи и беседы на патриотические темы. «А знаете, как к нам, ветеранам, относятся нынешние дети? - с лукавой искоркой в глазах спрашивает Джульетта Георгиевна. - Как к реликвиям! Бережно, внимательно, уважительно! Однажды после Урока мужества в 5-м классе ко мне подошел мальчик и спрашивает: а можно я до вас дотронусь?»
Нужно отметить, что мальчишке повезло: живая легенда не просто разрешила «дотронуться», она обняла и расцеловала пятиклассника.
«Я иногда даже завидую учителям, - отмечает Джульетта Георгиевна, - они всегда остаются молодыми, потому что от детей такая аура идет. У нас растет замечательная молодежь — они добрые, отзывчивые, они настоящие энтузиасты, готовые браться за любые дела, они хорошо знают о том, как и за что мы воевали, и мы чувствуем их благодарность. При этом они всегда с удовольствием и самым живым интересом слушают рассказы ветеранов о войне. Я могу гордиться тем, что у нас растет замечательное поколение строителей великой России! Наверное, во многом это заслуга и власти всех уровней, начиная от президента Путина. Мы, ветераны, хотели бы пожелать ему здоровья и долголетия, чтобы он долго еще мог руководить нашей великой страной. Россия была великая, есть великая и будет великой! Конечно, как в любой демократической стране, есть у нас и оппозиция, никуда от нее не денешься, но, почему-то я уверена, она заглохнет сама по себе. Наши люди, особенно те, кто еще жил при советской власти, видели столько хорошего и плохого, что сегодня нас нельзя обмануть какими-то пустыми словами».
Залог мира — в уважении
Ни для самой Джульетты Георгиевны, ни для ее мужа, полковника, ветерана Великой Отечественной войны, умершего в 1998 году, никогда не существовало разницы между людьми разных национальностей и религий. Среди их друзей всегда были русские, украинцы, грузины, армяне, курды. «Главное в человеке — не то, на каком языке он говорит, какому Богу молится, - говорит Джульетта Бежанова, - а то, что он Человек с большой буквы. Я христианка, хожу в православную церковь, но с огромным уважением отношусь к людям других религий, всегда поклонюсь, когда прохожу мимо храма, синагоги или мечети. И так же поклонюсь солдатам, которые идут по улицам нашего Ставрополя — они сегодня, как мы когда-то, стоят на защите нашей Родины!»