Россию спасет частный капитал
Лариса Ракитянская«Президент Путин еще раз доказал, что он на стороне народа, а не чиновников, - говорит в своем письме в нашу редакцию пенсионерка Надежда Ивановна Чижова. - Я смотрела прямую трансляцию его выступления в Федеральном Собрании и просто-таки радовалась и надеялась, что все, что он говорил, сбудется, и если не я, то хоть мои внуки заживут по-человечески». Таков лейтмотив и других читательских писем в редакцию. Нет у людей особых надежд на быстрое улучшение тяжелых жизненных реалий. И неудивительно. Со скандалом пережив монетизацию льгот, страна напряглась в ожидании еще одной социальной катастрофы – реформы ЖКХ. Можно было бы решить, что, один раз обжегшись, правительство станет осторожнее и более осмотрительно проводить запланированные реформы. Но, судя по редакционной почте, наши читатели плохо верят в то, что чиновники испугаются грозных слов президента, выступившего против власти бюрократов.
«Это парадокс: страна купается в нефтедолларах, а пенсионеров довели до такой крайней нищеты, что они выходят на улицы, государство сокращает финансирование образования, медицины, науки, офицеры десятками бегут из армии, а менты, не стесняясь, признают, что вынуждены брать взятки, чтобы кормить семьи. Министр финансов, как царь-Кощей над златом, чахнет над своим стабилизационным фондом, а правительство отделывается от пенсионеров и инвалидов копеечными подачками, которые не перекрывают даже инфляции. Почему все это происходит», - спрашивает нас в своем письме Софья М.
«Сегодня к власти в стране пришли чиновники-силовики, которые и завели Россию в тупик. Это они, генералы-неудачники, теперь решили пересмотреть и исправить все итоги последних десяти лет. Не сумев ничего создать и заработать, они теперь решили все переделать, а потому и изменили экономический и политический курс страны, чтобы удобней было воровать. В результате они, не стесняясь, жируют, а наша жизнь только ухудшается», - словно отвечает ей другой наш читатель, инженер Николай Тимофеев.
Прокомментировать этот заочный диалог мы попросили Василия Свиршева, эксперта Центра изучения экономики регионов:
- На первый взгляд, Николай Тимофеев не прав. Ведь у нас принято считать, что в 90-е годы наша страна жила плохо, а экономический подъем начался лишь с 2000 года. Но вот какие интересные данные демонстрирует Госкомстат. С 1990 по 2000 годы размер жилплощади, занимаемой одним человеком, увеличился в среднем с 16 до 19 квадратных метров. Если в 1991-м на сто семей насчитывалось лишь 14 автомобилей, то в 2000-м уже 27. В 1993-м за границей побывали 1,6 млн россиян, а в 2000-м – 4,3 млн наших соотечественников. В процентном соотношении увеличилось количество граждан, имеющих телевизор, магнитофон, холодильник, стиральную машину.
Таким образом, кризисные 90-е в реальности принесли многим рост благосостояния. Конечно, статистика – это как средняя температура по больнице: у кого-то две машины, у кого-то ни одной, а в среднем поровну. Но нельзя сказать, что не росли доходы и малообеспеченных слоев населения. Пусть не в финансовом выражении, но потери государство старалось компенсировать им в виде льгот по оплате медицинских и коммунальных услуг, лекарств и проезда в транспорте.
Кстати, эксперт Всемирного банка Бланко Миланович объясняет неравенство в доходах разных групп населения России не безработицей или ростом доходов в сфере бизнеса, а увеличивающимся разрывом в уровне заработной платы. В то время как одни работали в процветающих компаниях, другие – в стремительно разоряющемся государственном секторе на казенных предприятиях и в государственных учреждениях.
И сейчас эта дифференциация становится еще больше. Если в коммерческом секторе доходы возрастают, то в бюджетном падают. Вот, например, Министерство образования РФ готовится серьезно сократить различного рода надбавки учителям, установленные им еще при советской власти. Даже в так называемые кризисные 90-е правительство эти надбавки сохраняло, а вот теперь, имея огромные доходы бюджета, сокращает.
В целом же, конечно, рост российской экономики и благосостояния был обусловлен ростом эффективности российских компаний. Скажем, с 1996 по 2000 год прибыль некоторых увеличилась в 36 раз, а в среднем по крупным частным компаниям страны в 5 - 10 раз. Деятельность частных компаний оказалась более успешной, чем деятельность Газпрома или РАО «ЕЭС России». Именно успех крупных частных корпораций обеспечил подъем отечественной экономики в период с 1998 по 2002 годы. Они же, как главные налогоплательщики, в свою очередь, обеспечили рост благосостояния населения. Именно в этот период заметно выросли пенсии, зарплаты. Получалось, что чем эффективнее работают российские компании, тем лучше и их работникам да и всему обществу в целом. Успех отечественных корпораций обеспечил рост благосостояния всей России.
Это сегодня хорошо понимает президент Украины Виктор Ющенко. Не случайно он пригласил к себе в гости российских инвесторов и обещал им создать нормальные условия для работы на Украине. В ближайшие пять лет российские компании могут инвестировать здесь 6 - 7 млрд долларов, что обеспечит создание на Украине пяти миллионов новых рабочих мест и поднимет уровень жизни в республике на 25 - 30%. А ведь все эти деньги могли бы быть инвестированы в России.
Смена правительственного курса в России привела к перелому тенденции. Снизились темпы роста российской экономики. А это значит, что замедлилось развитие локомотивов отечественной экономики – крупных компаний, в результате это неминуемо отразится на всем обществе.
Сейчас, когда мировые цены на нефть растут, правительство пока может не замечать снижения эффективности государственной экономики. Но рано или поздно с нефтяной иглы правительству придется слезть. Тут-то и может выясниться, что у государства нет ресурсов для выполнения своих социальных обязательств перед обществом. Результат такой безответственной политики наших чиновников не замедлит отразиться самыми печальными социальными последствиями для страны. Так что, получается, читатель не так уж и не прав, говоря о том, что смена политического и экономического курса может быть выгодна сегодня лишь вороватым чиновникам.
Дмитрий Акрамов.