Рожденный в День Победы

Виталий Задорожный

Рожденный в День Победы

В одном из последних поэтических сборников известный ставропольский поэт Геннадий Фатеев опубликовал такие строки:
Я в мае рожден, когда над землей
Друг в друга влюбляются звезды,
И ходят хлеба изумрудной волной,
И криками полнятся гнезда.
Я в мае рожден, когда тишина
Пришла за салютами следом.
В тот день мировая затихла война,
Я в мае рожден, в День Победы.

Коренной ставрополец, он родился в селе Красногвардейском 8 мая 1934 года. В детстве пережил оккупацию, познал военное лихолетье и послевоенные голодные годы. Первые стихи написал еще школьником, в 1948 году. Окончив с золотой медалью среднюю школу, поступил в Московский институт культуры. Специалиста-выпускника позвала в дальние края романтика, он хотел испытать себя в суровых северных краях и уехал на Чукотку. Здесь он с головой окунулся в культурно-просветительскую работу, в местную журналистику, писал стихи и песни. Очень популярной была на Колыме его песня «Магаданская лирическая». В 1961 году вышла его первая книга стихов с таким поэтическим названием «У ледяных широт России».

Вернувшись в Ставрополь, Геннадий Фатеев работает корреспондентом газет «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда», собственным корреспондентом «Комсомольской правды» по краю, руководит краевой журналистской организацией, затем писательской, был главным редактором краевого книжного издательства и издательства Фонда культуры. В разные годы вышли из печати его поэтические книги «Россия – жизнь моя», «Вторая высота», «Глядит Россия на Кавказ», «Майский дождь». Из прозаических произведений стоит отметить книги «Доктор Алексеев», «Краскомы гражданской», «Корона Ариадны», «Преследуется по закону».

В 1987 году Геннадию Фатееву присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», он избран почетным гражданином села Красногвардейского. Когда отмечалось 50-летие его творчества, он приезжал в родное село, выступал в школах и библиотеках. Примечательно, что на уроках краеведения есть специальная программа по творчеству поэта, их земляка.

На встречу памяти Геннадия Фатеева, приуроченную к 75-летию со дня его рождения, которая прошла в Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве, приехал директор Красногвардейской средней школы номер один Олег Васильевич Средних. С поэтом, своим земляком, он познакомился в 80-х годах, после окончания института. Но этому знакомству предшествовало знакомство с его матерью Зоей Васильевной Фатеевой, учителем литературы, с которой он работал в вечерней школе. Мать очень гордилась своим сыном, писателем, поэтом, на стихи которого написано много песен.
Олег Васильевич рассказал, что «красногвардейцы», жители села, сумели на народные деньги выпустить небольшим тиражом не публиковавшуюся при жизни повесть своего земляка Геннадия Фатеева «Сестричка» - о медсестре Великой Отечественной, кавалере трех орденов Славы Матрене Семеновне Наздрачевой, которая живет в Ставрополе. Экземпляр «Сестрички» был торжественно подарен героине книги.
Геннадий Фатеев приезжал в родное село на 75-летие школы, которую, напомним, окончил с золотой медалью. Прочитал со сцены стихотворение «Юбилейное». С 26 октября 1996 года школа эта носит имя Геннадия Фатеева, своего достойного ученика. Каждый год в школе проходят Фатеевские чтения. Главное, что тот дух любви к Родине, которым был пропитан сам Геннадий Семенович, передается из поколения в поколение. На стенде в музее помещено четверостишие поэта, в котором ярко отражена любовь его к малой родине:
И сколько б лет пургой
не замело,
Здесь вдохновенье черпаешь
и силы.
Как хорошо, что есть мое село,
А без села и не было б России.
Красной нитью проходит через творчество поэта военная тема. В содружестве с композитором Николаем Зинченко он пишет песни «Солдат России», «Политрук продолжает бой», «Мы думаем о мире». И в каждой строке – поэтический образ, который не может не волновать. Вы только всмотритесь в этих бронзовых, навеки обнявшихся парней, которые обелисками идут и идут на запад. Нам столько горя принесла война, что мы не можем не помнить фамилий всех тех, кто отдал свою жизнь за наш сегодняшний светлый и мирный день.
Не раз поэт приходил к мемориалу «Огонь Вечной славы», что расположен у подножия Крепостной горы. Здесь в любое время года стоят на посту мальчишки в военной форме. Поклониться павшим приходят фронтовики, смахивая с глаз набежавшую невольно скупую мужскую слезу. И словно память, стучат у Вечного огня сердца матерей, не дождавшихся с войны сыновей. И рождается в душе поэта стихотворение «Первый пост», которое тоже станет песней. Вот она, преемственность поколений.
Пришел на землю завоеванный в боях мир, и снова сияет над полем солнце, звенит, поспевая, хлеб, а в городах рокочут заводы. И как не воспеть поэту славу нелегкому труду хлебороба, славу рабочим рукам. Как не воскликнуть в такт маршевой мелодии: «Здравствуй, мое Ставрополье! Здравствуйте, люди труда!». Первая фраза и легла в заголовок новой песни Геннадия Фатеева. О людях труда и другая его песня – «Ипатовские звезды».
Как истинные патриоты своего города, Фатеев и Зинченко пишут «Песню о Ставрополе», как о частице нашей великой Родины. И снова стихи наполнены поэтическими образами: ожерелье тополей, река цветов, он из полей стремится в горы. И какая поразительная метафора в конце первого куплета – «И ставропольскими глазами глядит Россия на Кавказ».
Геннадий Фатеев умел откликаться на неординарные события в нашей повседневной жизни. Таким откликом стала песня «На станции тихой». На тихой станции Овечка случилась беда:

Пылали цистерны большого состава,
И землю, и небо жег огненный смерч.

Пожар был потушен, но без жертв не обошлось, домой возвратились не все. А на станции выросла братская могила, мимо которой проходящие поезда сбавляют скорость и стоят в минуте молчания. Москвичка Ирина Грибулина положила стихи на музыку, и песня получила в 1978 году первую премию на всесоюзном конкурсе.
Лирическим настроением, тайной первой любви, заветными словами влюбленных, красотой сердца, полного огня, проникнуты песни Геннадия Фатеева и Николая Зинченко «Кума-река», «Вечерняя девичья», свадебная песня «Радость, горе – на двоих», танго «Пусть говорят».

Пусть говорят, что люди стали проще,
И отданы заботам бытия,
А я иду в березовую рощу,
Чтоб на заре послушать соловья.

Ставропольский писатель Владимир Бутенко вспоминает, как в советские времена, когда работало Бюро пропаганды художественной литературы, он вместе с Геннадием Фатеевым ездил с выступлениями по всему краю. И никогда он не слышал, чтобы Фатеев хвалил свои стихи, книги. Это был человек удивительно скромный и в то же время очень требовательный к себе, прямой и объективный в оценке творчества других поэтов. Это была сильная, яркая личность, человек, который всю жизнь отдал сотворению добра.
Простой сельский парень, попавший на учебу в Москву, он впитал в себя атмосферу того времени, атмосферу свежести, яркости, необычности. И это ощущение он пронес через всю свою жизнь. Ведь талант поэта заключается в том, чтобы постоянно делать открытия в мире. И благодаря стихам Геннадия Фатеева мы узнаем об этом мире совершенно новое, неизвестное, замеченное и понятое только поэтом.
Владимир Бутенко отметил одну интересную деталь в общении Геннадия Семеновича с залом. Стихи свои он читал своеобразно, ярко, на накале. И в то же время в этом чтении всегда присутствовала мягкая, разговорная интонация, которая помогала слушателю понять смысл стихов, их акценты. Диалог с залом – это было главным в его выступлениях.
И еще одна особенность творчества Геннадия Фатеева. Он никогда не замыкался в каком-то маленьком мирке. Он, как люди его поколения, жил в большом мире и ощущал себя его частицей. По натуре человек очень добрый, он стремился и мир сделать добрее, всегда хотел помогать другим. Вот почему у поэта много стихов гражданственного звучания, стихов, посвященных самым острым моментам современной жизни.
Поэтесса Екатерина Полумискова, член Союза писателей России, считает, что в ее творческом становлении немалую роль сыграл Геннадий Фатеев. Школьницей пришла она в краевое отделение Союза писателей, принесла целую папку стихов. И встретил ее очень приветливо Геннадий Фатеев. Хотя он был очень занят, оторвался от работы, просмотрел ее стихи, и они еще долго беседовали. Кате надолго запомнился его добрый взгляд, его отношение к ее стихам, которые он не критиковал, а просто попросил оставить папку у себя, чтобы познакомиться со стихами основательно. Ушла Катя, окрыленная надеждой, а вскоре, во втором номере альманаха «Ставрополье», нашла опубликованным свое стихотворение. Кстати, в том номере редколлегия поздравляла Геннадия Фатеева со вступлением в Союз писателей СССР. Тот номер альманаха Екатерина хранит до сих пор как счастливый талисман. Несколько позднее она поняла, что творчество – это большая работа, работа над собой. Только тогда твои стихи будут доступными и понятными читателю.
Свято хранит память о муже жена поэта Нонна Константиновна. Она историк по образованию, в прошлом - комсомольский работник, редактор заводской многотиражки, член Союза журналистов России. Это был человек необыкновенный, говорит она. Он был добр и ласков, умен и талантлив, скромен и эрудирован. Дочь Наташа росла любознательным ребенком и постоянно засыпала папу вопросами из любой области, потому что знала – он ответит на любой вопрос. Она выросла, с отличием, как и папа, окончила школу, а затем исторический факультет СГУ. Поработала в газетах, сейчас корреспондент на краевом радио. В чем, мне кажется, отец сделал плюс и родному краю, и всем нам, размышляет Наталья Фатеева, в том, что он научил нас видеть интересные моменты в жизни великих людей – Пушкина, Лермонтова. Он брал какой-то малоизвестный факт, самую интересную его интерпретацию и писал об этом стихи. Отец прожил достойную жизнь и в плане творческом, и в плане личном. Семья его всегда понимала и была для него надежным тылом.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление