Русский лес и прилегающие территории защитят двумя границами
Роман КияшкоМинприроды Ставропольского края вышло на новый виток борьбы за Русский лес
Под Ставрополем на границах Русского леса и ДНТ «Механизатор» продолжается борьба за более 12 гектаров лесного массива между «дачниками», с одной стороны, и Росимущества с краевым минприроды – с другой. Готовится второй виток судебных исков.
Как «осваивали» лес
Читатели, вероятно, знают историю о том, как ДНТ «Механизатор» (раньше это было садоводческое товарищество) захватило кусок федерального и часть городского лесных массивов.
В 2006 году Дума РФ приняла, Совет Федерации одобрил и Президент России подписал новый Лесной кодекс. Одним из побочных эффектов его введения стало то, что формально все леса России в одночасье исчезли (так как появились совершенно новые формы их регистрации) и их понадобилось «создавать заново». Делать это должны были муниципалитеты. Администрация Ставрополя в 2008-м и 2009 году даже наняла за девять миллионов рублей фирму, которая занималась межеванием, но стороны погрязли в упрёках друг к другу и работа не была завершена. Так что формально лесные земли так и не существовали и, более того, не существуют по сей день (читайте «Ставрополь потерял 200 гектаров леса», №146 от 15 августа 2012 года).
По некоторым данным, присвоение участков «Механизатором» началось ещё в 2008-м, но официальный статус оно приняло в 2010 году, когда мэр Ставрополя Николай Пальцев подписал постановление №588. Площадь ДНТ «Механизатор» увеличилась с 25,4 до 83 гектаров, в том числе за счёт лесных земель, которые они, по некоторым данным, просили для создания противопожарной просеки, а затем «нарезали» на земельные участки.
Два года присвоение велось «втихую», а с 2012 года получило широкую огласку. В августе началась работа Экологического совета при главе администрации Ставрополя Андрее Джатдоеве, вскрылись множественные случаи, когда предыдущая администрация выдавала разрешения на строительство в лесу. В том числе стало известно о том, как внезапно выросло наше дачное товарищество. Вскоре начались суды.
Зелёное вето
В конце 2013 года врио губернатора Ставропольского края Владимир Владимиров объявил «Зелёное вето» на вырубку деревьев и выдачу участков в Русском лесу. Внимание новой власти обратилось к старым проблемам, снова повернув туда и взоры общественности, и СМИ. О том, в каком состоянии находятся дела по лесу сейчас, рассказал на пресс-конференции министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Хлопянов.
В 2013 году Воронежский институт провёл землеустроение и межевание и определил фактические границы Русского леса. Попытки поставить лес по этим границам на учёт натолкнулись на препятствие: захваченные участки находятся в частной собственности и в этом статусе уже зарегистрированы в кадастре. Межевые дела показали 99 наложений участков на зону леса площадью 12,4 гектара. В этой зоне растёт 5197 деревьев.
– Нами с природоохранной прокуратурой были выявлены 50 участков, по которым был определён собственник. Кто это был – прямой собственник или аффилированное лицо, нам было неважно. По этим 50 участкам и по 588-му постановлению мы обращались в суды. Суды не приняли наши доводы, они были отклонены. Мы эту работу не оставили, дошли до Верховного суда, и, к сожалению, вердикт тот же: раз нет замежёванного участка, земля не разграничена – значит, нет сути вопроса, – рассказал Андрей Хлопянов.
Новый виток
Так как дело дошло до Верховного суда и выше инстанции уже нет, то, чтобы продолжить исковой процесс, требуется изменить сам иск. Для этого должны вскрыться новые обстоятельства – «изюминка», как назвал их министр. И минприроды обратилось с документами в Кадастровую палату. Две недели назад поступил ответ.
– Мы провели межевание, подали документы на кадастр. 10 февраля Регистрационная палата нам отказала. Мы ждали этот отказ, чтобы могли опротестовать решения по 50 участкам и другим наложениям: если у нас имеются наложения и нам отказывают в регистрации, то как в тех условиях, когда у них были наложения, они могли зарегистрировать свои участки?
Кроме выявленных наложений в федеральном лесу, попутно были выявлены 24 участка, захватывающие 2,4 гектара муниципального леса. «Лес муниципальный, поэтому в этом деле застрельщиком должна быть администрация города Ставрополя. По этим участкам начались судебные процессы, первый должен был пройти 19 февраля, но перенесён на 3 марта», – отметил министр.
Но самое новое, что рассказал Хлопянов на пресс-конференции, – это создание на территории Русского леса ещё и заказника, который захватит кроме собственно лесного массива прилегающие опушки и поляны для рекультивации:
– Чтобы не было больше никому повадно расширять границы, мы параллельно провели краевое межевание и образовали на землях лесного фонда особо охраняемую природную территорию – заказник Русский лес. Его территория больше леса, чуть больше восьми тысяч гектаров. Мы присоединили к краевому заказнику земли, граничащие с Русским лесом, и там будем проводить работы по рекультивации. Границы заказника мы согласовываем со всеми прилегающими территориями: в Шпаковском районе уже принято положительное решение, в ближайшее время пройдут слушания в городе Ставрополе, – заявил Хлопянов.
«dura lex…»
Но всё это – мечты, потому что ни федеральный лес, ни краевой заказник не будут существовать, пока земля находится в частных руках. А чтобы это исправить, министерство и Росимущество снова подают иски в суды, вместе с природоохранной прокуратурой выясняют собственников этих 99 участков.
Как рассказали на пресс-конференции присутствовавшие там представители протестного комитета, опасность заключается в том, что участки перепродавались по нескольку раз. С точки зрения законов, конечный собственник – добропорядочный, тем более купивший землю, уже оформленную на законных основаниях. Имеет ли смысл судиться с ним?
А законные основания – это постановление №588. Меньше всего на пресс-конференции было сказано про него. Между тем, когда вопрос решался на уровне администрации, именно это положение вызывало главные споры. «Мы не можем его отменить, потому что это нужно делать через суд, а если администрация подаст в суд сама на себя, дело рассматриваться не будет», – пояснила тогда чиновница из городской власти.
Раз в дело вмешалось Росимущество, то почему оно судится с собственниками, а не с администрацией? Совпадения истца и ответчика не будет – иск государства к муниципалитету. Государство владело лесом на протяжении полутора десятков лет, а после принятия нового Лесного кодекса администрация, с одной стороны, затянула оформление лесов, с другой – отдала их землю в частные руки. Профану в юриспруденции видится здесь коррупционная составляющая.
Но минприроды и Росимущество несут в суд как доказательство то, что им отказали в кадастре. По их мнению, это прецедент: раз отказали им сейчас, то должны были отказать и «Механизатору» в 2010 году. Правда, чиновники тут же сами и говорят: на момент регистрации участков права собственности на лес не было. А значит, не было и наложения, и ситуация для суда ничуть не аналогична. Сколько шансов выиграть дело при таком подходе? И сколько времени уйдёт, чтобы вернуть захваченные земли? Время и суды покажут. А нам остаётся следить за ситуацией.
Сергей ГРИДНЁВ.