РЫБА ИЩЕТ, ГДЕ ГЛУБЖЕ,а человек, известно, где лучше.

Ольга Метёлкина

…А еще был случай: парня из Ростова на автовокзале обворовали. Дело было летом – так в шортах, без ничего, но с документами (хорошо, что не в сумке лежали) и пришел на молодежную биржу труда. Голодный, с голыми коленками: мол, дайте хоть на дорогу домой заработать, не побираться же идти! Вакансии на МБТ есть всегда. Только по Ставрополю в иной день доходит до ста временных, и этом при том, что количество постоянных достигает полутора тысяч заявок. Зимой, само собой, меньше. Вначале нашли за сто рублей, потом на 500. Где ночевал – неизвестно, но являлся как часы, выбирал из перечня предложений – что подходит, и бодро шагал по адресу. Грузчиком, подсобником, к старикам от социальной службы наведывался. Вошел во вкус, и жалоб на него не было. Короче, уехал в столицу юга России через два месяца. При деньгах. Не было бы счастья, как говорится, да несчастье помогло.

Посредник в океане вакансий

У заместителя директора биржи Николая Кирпа в запасе много интересных историй, в том числе для социологов. Скопились за три года существования предприятия, иные легендами успели обрасти. Как-то робко зашла, например, девушка из села, где с работой туго: я ничего не умею, может, в проститутки возьмете? Не иначе как «чрезвычайных» репортажей по каналу НТВ насмотрелась. Представляете шок сотрудников МБТ? А они все сидят в одном кабинете, разом и остолбенели. Не потому, естественно, что сутенеры в качестве работодателей в базе данных отсутствуют: граждане подобных профессий светиться не любят. Обыденность факта самоуничижения поразила. Симпатичная, и глаза – зеркало души – не без мысли; устроили секретарем в одну из торговых фирм. Через некоторое время явилась с презентом – поблагодарить за то, что помогли обрести специальность делопроизводителя, а не просто живого автоответчика по телефону: способная и хваткая оказалась.

Есть и не очень веселые истории, точнее, веселые дальше некуда, но потом, когда время проходит, и можно вспоминать о них смеясь. Например, отправили несколько парней подсобниками на строительство частного дома, а они пожар нечаянно учинили. Владелец будущих квадратных метров звонит на биржу – телефон от посконного русского языка покраснел, в переводе на печатный: кого вы нам прислали?! Кстати, вместо того чтобы пожарных или Службу спасения вызвать. Пришлось самим 01 набирать. Хотя МБТ – посредник, и ответственности за поведение предоставленного работника не несет. Задача биржи – свести последнего и работодателя, имея банк информации на того и на другого, а дальше они сами должны между собой договариваться и разбираться, по необходимости и через суд. Но бывает, что приходится и не в свое дело вмешиваться: в оплату труда, скажем, когда задерживают или обещают определенную сумму и… кидают, говоря по-простому. Тех работодателей, кто нарушает заявленные обязательства, заносят в список «штрафников». Раз-два, а там и с глаз, то есть из банка данных, долой. Как везде, репутация годами складывается – теряется в секунду.

«Только скажите, что выпивающих гонят в три шеи сразу!»

За три года МБТ помогла устроиться на постоянное и временное место работы 8 тысячам старшеклассников Ставрополя в летние каникулы и внеурочное время, а также студентам и гражданам после 18 лет. Разброс предлагаемых занятий широк: от участника соцопроса, вручения призов во время презентаций и рекламных кампаний коммерческих и других структур до торговцев мороженым, квасом и лимонадом, рабочих разного профиля, горничных, официантов… В сезон на Черноморское побережье, например. Некоторые, освоив профессию, показав себя там должным образом и получив рекомендации, в московских ресторанах и отелях сейчас трудятся. А что делать, если достойных по оплате рабочих мест сегодня дома недостает? Это ведь в советское время считалось за доблесть, если человек на одном предприятии до пенсии трудится. Так и подчеркивали, провожая на заслуженный отдых, с гордостью: единственная запись в трудовой книжке! Нынче, при капитализме (пусть и своеобразном по-российски), это, скорее, дает знать о пассивности как черте характера. Нет, мол, и не надо, и гори все синим пламенем… Мобильность – ключевое качество современного успешного человека.

Естественно, самые легкие на подъем – молодые, чаще те, кто еще без семьи. А иногда мамы потенциальных клиентов на биржу звонят – интересуются. Слово за слово – делиться наболевшим начинают: «Пожалуйста, только обязательно скажите, что выпивающих там гонят в три шеи сразу! Обязательно! И не говорите, очень прошу, что я звонила – я ему телефон ваш покажу, и все!». Мол, давайте вместе воспитывать…

Так что работа на самой МБТ непростая. Недаром единственная в ЮФО. Была попытка открыть филиал в Пятигорске – поближе к работодателям (на Кавминводах их тьма). Не получилось. Пока Николай Кирпа там был – дело шло, как уехал – застопорилось, потому что требует постоянного напряжения, собранности, организованности, мгновенной реакции. Попробуй-ка, держа в голове огромный массив информации, на сотни звонков в день конкретно и вежливо, подчеркнем, отвечать. Или наоборот – вовремя набрать номер нужного «человека из банка», который за внесение данных о себе заплатил, пусть и символические, но все-таки 200 рублей. Иногда клиенты обижаются: случайно, мол, узнала, оказывается, у вас была такая хорошая вакансия, а вы мне не сообщили, а обещали, когда мои данные вносили в компьютер! Приходится извиняться: зашились, мол, не успели всех заинтересованных лиц проинформировать…

В Прагу не желаете?

Зашились, видимо, надо штат расширять, потому что биржа уже получила известность. И молодежной ее теперь, пожалуй, не назовешь – с недавних пор занимаются трудоустройством людей до 50 лет. Причем не только в городе и крае. И заявки идут преимущественно на рабочие специальности, если по отраслям взять – на стройки, в основном. Туапсе, Анапа, олимпийский Сочи, Москва, Санкт-Петербург… На днях пришла заявка на строителей из Чехии. Дефицит, однако, не только в нашей стране. В Питере, к примеру, толковых подсобных рабочих готовы хоть с Луны нанимать. Дело, наверное, не в том лишь, что объемы растут – и демография знак подает. Не только в России, в Европе тоже.

Когда-то, еще в советское время, довелось лететь из Малайзии рядом с молодым бельгийцем. Выяснилось, не отдыхал в стране гевей и каучука дизайнер по ландшафту – работал. После недели отдыха в Австралию по контракту готовился отправиться. Слушали его, открыв рот. Мало того, что мы о такой профессии тогда просто не знали, как и о идущей глобализации, кстати. Представить себе не могли, что можно вот так по свету перемещаться – за работой. Получается, докатилось и до нас…

Для кого-то, конечно, хорошо, а для кого и не очень. Как местным работодателям, к примеру, быть? Вопрос, конечно, интересный. Наверное, как и положено в конкурентной рыночной экономике: поднимать зарплату, чтобы не покидали край. Либо эмигрантов привечать на законных основаниях с соответствующими трудозатратами и материальными расходами. Параллельно внося свой вклад в создание толерантного климата доброжелательности в обществе. А что еще делать? Иного не дано. «Железный занавес» ни в регионе, ни в стране уже не опустить.

Наталья ИЛЬНИЦКАЯ.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление