С чего начинается юго­западный?

Лариса Денежная

Автор этой статьи – геолог Станислав Милантьев – хорошо известен нашим читателям по увлекательным материалам, посвященным природным тайнам и открытиям.

Сегодня же он обращается к краеведческой тематике, уходя в историю своей родной улицы Шпаковской. Интенсивное строительство в западной возвышенной части краевого центра начиналось 35 — 40 лет назад. Автор статьи в те времена был непосредственно участником и исполнителем проектно­изыскательских работ.

Что есть что

Мной на этой улице прожито 35 лет. И все в беготне, житейской суете, по сути, никогда не оставалось времени на осмысленное, детальное знакомство с ней всей.

Улица моя не такая уж и большая, она примерно в 3 ­ 4 раза короче самых длинных улиц Ставрополя — Ленина и Мира. Несмотря на солидный возраст – ей около 70 лет, до сих пор остается окраинной, так как концом своим выходит на новую объездную автомагистраль.

У нее обычные, как и у других улиц города, градостроительные контрасты. Треть длины улицы занимает частная, станичного облика, одноэтажная застройка.

В начале семидесятых годов прошлого века именно эта улица стала главным ориентиром, проектной осью, вместе с улицей Доваторцев, при первоначальной застройке огромного Юго­Западного жилого массива. Сегодня на этой улице наиболее заметно выделяются три перекрестка: один в историческом начале ее (от улицы Льва Толстого), другой – у главного входа в парк Победы, третий – у круговой авторазвязки, около бывшего памятника доваторцам.

О последнем горожане сильно наслышаны, активно участвуя в бурных дебатах насчет судьбы памятника. Сейчас этот перекресток реконструируется и благоустраивается.

Уместно напомнить, что современная автострада на Невинномысск начала строиться здесь в 1888 году.

Начало всегда памятно

Начинается же наша Шпаковская со старой, более 160 лет, безымянной площади. От нее же бегут в разные стороны улицы Матросова, Абрамовой и переулок Крымский. Контур этой площади в 1,5 гектара имеет многоугольную форму. Получается, что это место в первой половине ХIX века служило южными, Невинномысскими, воротами города.

Заглянув в историю, мы увидим, что в те далекие времена тракт в сторону села Татарки и станицы Невинномысской начинался от улиц Мира (бывшей Невинномысской) и Толстого (бывшей Софиевской). Дальше он шел по улице Короткова (до 1970 года ­ Карабиновской), мимо кирпичного завода. К слову сказать, это одно из первых городских промышленных предприятий, построенное в 1844 году.

Прежняя гужевая дорога была со всех сторон благоприятной. Ее отличали пологие уклоны, родники, пруды, что было немаловажно для путешественников. Здесь протекал даже ручей, который, согласно старым картам, был самым верхним левым притоком реки Мамайки. Сейчас сохранился лишь его природный исток. Сегодня мы его знаем как пониженное, часто сырое место парка Победы, расположенное южнее зооуголка.

Почему все же ­ Шпаковская?

Перенесясь мыслями в нынешнее время, мы увидим в бывших тихих местах шумный перекресток, где начинается главный вход в парк Победы. Здесь на небольшом «пятачке» действует до дюжины ресторанов, кафе, баров и казино. Такого в центре еще поискать! К сожалению, и милиция, и жители близлежащих домов считают это место криминогенным и небезопасным для прогулок, особенно в ночное время.

Я часто задаюсь вопросом: почему улица имени Ф. Шпака называется Шпаковской? Есть же у нас улицы Щорса, С. Лазо, по логике, они тоже должны быть Щорсовской и Лазовской. В справочниках по Ставрополю часто встречаются фамилии и Шпак, и Шпаковы, и Шпаковские. Выходит, что все они все равно — Шпаковские? Наверное, надо признать, что у нас изначально допущена этимологическая ошибка. И, возможно, исправить ее. Ради детей и внуков наших, которые, идя по улицам, должны знать, «кто есть кто», откуда «есть пошли…».

Все значительное рождается
на перекрестках

Мои размышления как­то сами собой привели к одной географической примечательности, которую нельзя не вспомнить.

Думаю, многим будет небезынтересно знать о том, что западный конец нашей улицы пересекает линия регионального водораздела трех морей. Это место, к сожалению, ничем не отмечено. Между тем, прецедент у нас есть. Это — улица 45­я Параллель, отмечающая, что южная часть города находится на середине между экватором и северным полюсом планеты. У водораздельного места по улице Пирогова находится самая высокая точка городского рельефа.

В Юго­Западном микрорайоне вообще мало памятников и малых архитектурных форм. И почему бы не обозначить хотя бы скромными обелисками эти два конца, два исторических перекрестка на улице Шпаковской? А безымянная площадь, от которой сегодня расходятся пять улиц, а прежде был южный въезд в город? Тоже ведь интересно оставить ее историю в памяти горожан.

Справедливо сказано: город, где долго живешь, становится картой нашей судьбы. Улицы – это вехи живой истории, а человек — результат ее. С его историей, культурой, памятью

Станислав МИЛАНТЬЕВ, геолог.



Последние новости

Все новости

Объявление