С кого спрашивать за отключения?
Тамара КоркинаНаши читатели уже наслышаны о новых Правилах предоставления коммунальных услуг, которые вступают в силу с 1 сентября. «Вечерний Ставрополь» посвятил им ряд публикаций, акцентируя внимание на всем интересных нововведениях. А что говорят правила об отключениях коммунальных услуг? Вспомним не такое уж далекое осеннее время, когда вечерами в многоквартирных домах отключали свет и мы ждали его до полуночи, а то и дольше. При этом основным нашим чувством была безысходность — с кого спрашивать за наши нереализованные планы на вечер? Да и сегодня — то света нет, то воды.
Даются всего сутки
Сегодня с кого спрашивать - известно: с управляющей компании или ТСЖ, поскольку они стали исполнителями коммунальных услуг. Что касается отключений, то без предварительного уведомления мы можем лишиться коммунальной услуги в нескольких случаях. Среди них - аварийная ситуация в городских сетях, стихийное бедствие, выявление у кого-нибудь из соседей техники, по мощности превысившей допустимые нагрузки внутридомовых инженерных систем, и так далее.
Тут важно одно: исполнитель обязан зарегистрировать в специальном журнале дату и время начала и окончания отключения, а также причины этой нежелательной для жильцов ситуации. Коммунальщикам даются сутки для того, чтобы предоставить жильцам полную информацию и о причинах, и о сроках ограничений. Им же вменяется в обязанность без всяких заявлений со стороны жильцов пересчитать плату за недоданное.
Сначала — ограничение…
Есть и запланированные отключения: при неполной оплате полученных ресурсов и планово-профилактическом ремонте. В первом случае должнику обязаны передать письменное предупреждение под расписку или прислать заказным письмом за 30 дней до отключения, а во втором — уведомить за 10 рабочих дней, и никак не меньше.
Новые правила дают детальное разъяснение понятия «неполная оплата». Ею считается трехмесячная задолженность по оплате любой одной коммунальной услуги.
Если человека замучила совесть, но денег на погашение долга нет, он может заключить с управляющей организацией соглашение о погашении задолженности за приемлемый для себя срок. Понятно, что при таком договоре отключения не будет.
Но вот может возникнуть такая ситуация: уведомление получено за 30 дней, а задолженность погасить не удалось. Как развернутся события дальше? Тут в правилах прописан жесткий порядок. Если через 30 дней после первого уведомления долг не погашен и договор о рассрочке не заключен, исполнитель услуги вводит ограничение на ее предоставление сроком тоже на 30 дней.
Потом за трое суток до окончания ограничения потребитель уведомляется под расписку о полном отключении услуги. Если по техническим причинам ограниченная подача услуги невозможна, то она отключается сразу же после истечения первого 30-дневного предупреждения.
Наказывается только должник!
Возобновить предоставление услуги исполнитель обязан в течение двух суток со дня устранения причин отключений.
К ним, кстати, относится и заключение договора с УК о реструктуризации долга.
Правилами запрещается отключать и ограничивать предоставление всего двух услуг — отопления и холодного водоснабжения. Причем холодную воду нельзя отключать только в многоквартирных домах.
В последние годы бытовала практика отключения услуги всему дому, например, горячей воды. Возмущению исправных плательщиков не было предела, что вполне понятно. Сейчас наказание конкретного должника не может нарушить права на получение коммунальных услуг его добропорядочными соседями.
Четкие критерии качества
И теперь о том, к чему мы всю жизнь стремились и чего на сегодня так и не достигли. Речь идет о качестве предоставляемых коммунальных услуг. Теперь четкие критерии качества каждой услуги содержатся в приложении к новым правилам. Разработаны и правила возврата жильцам средств. Основной принцип — сколько ресурсов жильцы недополучили, столько средств им возместили. Причем перерасходы деньгами не возвращаются, они будут зачтены при расчетах следующих платежек.
Теперь мы вправе требовать с коммунальщиков возмещения неустоек, штрафов и пеней. В каких случаях? Например, если исполнитель заключил договор об услугах и не начал их предоставлять. Или если в аварийно-диспетчерской службе не зарегистрировано сообщение потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг. Или если температура воздуха в квартире, в том числе в какой-то отдельной комнате, ниже 18 градусов и так далее.
Если жители понесли ущерб
Кто будет платить, если жители понесли ущерб из-за плохого качества коммунальных услуг? Ответ здесь однозначен: только исполнители услуги. А именно: УК, ТСЖ, ЖСК. Они могут быть освобождены от ответственности только в случае, если докажут, что имели место вина самого потребителя или обстоятельства непреодолимой силы. Чтобы зафиксировать причиненный вред, исполнитель и потребитель составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. В акте придется дать описание ущерба и обстоятельств его причинения. Акт в двух экземплярах должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. Если потребителя на месте нет, акт может быть подписан двумя незаинтересованными лицами и исполнителем. Сейчас коммунальщики в таких ситуациях тянут с актами порой месяцами. Правилами предусмотрены также случаи, когда плохое качество услуги всем видно и беспокоит, а вот инициативу с экспертизой никто не проявляет. Тогда придется договариваться о повторной проверке и приглашать на нее представителей жилищной инспекции РФ и общественного объединения потребителей, причем все это тоже фиксируется в акте.
А вообще новые правила предоставления коммунальных услуг не просто говорят, а вопиют о том, что пора равнодушия и иждивенческого отношения жильцов к своему дому безвозвратно прошла. Если мы не будем считать, то посчитают за нас и, ясное дело, не в нашу пользу.