С оптимизмом по жизни
Наталья АрдалинаК сожалению, не так часто в наше время встречаются люди, способные не только искренне, от души улыбаться собеседнику, но и иронизировать над собственными проблемами, любую ситуацию встречать с юмором, даже когда совсем не смешно, а очень больно. При взгляде на Юлию ни за что не подумаешь, что у этой жизнерадостной девушки есть какие-то проблемы со здоровьем, настолько она светится оптимизмом. Однако, к сожалению, они есть, причем ставят под угрозу любимую работу, которой она, по сути, посвятила всю свою жизнь с самого раннего возраста.
Лет в пять маленькая жительница Ставрополя Юля Карагодина увидела по телевизору выступления танцоров — красивые девушки в развевающихся платьях, отточенные движения, плавность рук и точность ног произвели на ребенка настолько сильное впечатление, что она заявила родителям безапелляционно: «Хочу так же!». Ее первый танцевальный коллектив стал главным на следующие тринадцать лет жизни, руководитель Юрий Михайлович Гуленов сумел не только не отбить у девчушки охоту к танцам, но и настолько ее заинтересовать, что в дальнейшем при выборе профессии она без сомнений подала заявление на отделение хореографии в Ставропольский государственный педагогический институт. Поступила без проблем, с отличными оценками по специальности. И тут выяснилось, что отделения бальных танцев, на которое она вроде бы подавала документы, нет и даже не планируется его создавать, а поступила Юля «на народников». Впрочем, это не смутило девушку, решившую стать учителем танцев, — народные, значит народные, будем учиться здесь, главное — возможность танцевать.
Чувство юмора — в любой ситуации
Однажды, будучи уже студенткой пятого курса, Юля решила первый раз в жизни встать на коньки. Попросила друга поснимать на камеру ее первый опыт — до сих пор в семейном архиве хранится эта запись, ставшая, по большому счету, переломным моментом в жизни. Ловящая равновесие Юля, неуверенно двигающаяся девочка впереди нее, тоже вставшая на коньки явно впервые в жизни. Юля упала, потому что побоялась сбить ребенка, сильно ушиблась. Но, конечно, сразу к врачам не пошла, как мы всегда в таких случаях думаем — поболит и пройдет. Тем более что начиналась сессия. Ровно через десять дней — экзамен по классическому танцу. Начавшая его с блеском, Юля за два движения до конца, включая поклон, попросилась выйти. На деревянных ногах выбралась в коридор, забилась в уголок, уже не чувствуя ни рук ни ног. Видела только, как пробежал мимо одногруппник Давид, сначала в одну сторону, потом в другую, слышала, как ему кричали: «Вызывай «скорую»!», как он ответил: «Уже вызвал!».
«Скорая» приехала быстро. Оказалось, что эта же бригада месяцем раньше забирала того самого Давида, который упал с «третьего яруса» «башни» - упражнения, когда танцоры становятся на плечи друг другу в несколько «этажей». Юля вспоминает уже со смехом: «Я, в принципе, знала, что у носилок по бокам предусмотрено шесть ручек, видела, как Давида забирали, несли шесть человек. А меня почему-то несли восемь! В тот момент у меня такой жуткий комплекс неполноценности проявился: срочно надо худеть! Неважно, что рук-ног не чувствую, надо худеть!».
Весело донесли до машины «скорой помощи», везли тоже весело: оказались сломаны ремни крепления, и Давид ловил Юлю на каждом повороте и на каждой кочке, о которых, кстати, медики предупреждали заранее. Шутили, что им еще повезло, досталась самая мягкая машина. В приемном покое четвертой больницы девушку встретили удивленно-восхищенно: купальник, пышная шифоновая юбка, концертная прическа, балетки, завязанные лентами. Уставший доктор, увидев такую куклу, поинтересовался: «Чем порадуете?». Услышав в ответ: «Улыбаюсь, значит жить буду», сразу признал: «Наш пациент!».
Нужно было проверить рефлексы, однако никто не мог справиться с балетками. Когда Юля сообщила, что за дверью ждет Давид, который знает, как их развязывают, доктор даже обиделся: «Что мы, по-твоему, женщину раздеть-одеть не сможем?». Потерявшая ощущения рук и ног Юля, однако, ни на грамм не утратила чувства юмора, съязвила: «Судя по всему, нет». Хотя, конечно, испугалась она тогда сильно, очень страшно в 20 с небольшим лет вдруг почувствовать себя
беспомощной.
В отделении нейрохирургии выяснилось, что у Юли врожденное отсутствие межпозвоночного диска, который отчасти заменялся отростком на позвоночнике. Удар при падении выбил его со своего места. Сначала пытались лечить консервативными методами, но лучше не становилось, и тогда Юле предложили операцию. Операция дорогостоящая, зато можно будет и танцевать, и детей рожать.
Подняли на ноги на второй день после того, как отошла от наркоза. «Я вообще забыла, что такое ходить, как надо переставлять ноги и двигать руками», - рассказывает Юля. В течение месяца постепенно восстанавливались все двигательные функции. В это время старосте курса постоянно звонили из института - то одна проблема, то другая. А память тоже отказывалась служить своей хозяйке. «Мне звонят, говорят: перезвони тому-то, передай то-то. А я кладу трубку и забываю не только, кому должна позвонить и что сказать, но и кто мне только что звонил. Приходилось брать ручку и все записывать».
Однако через месяц Юля поняла, что впереди экзамены, которые никто не отменял, и встала вместе со своим курсом к станку. Лечащий врач просил только внимательно следить за собственным самочувствием, не давать позвоночнику серьезных нагрузок. К экзаменам ее допускать не хотели, даже несмотря на составленный юристами вуза документ, в котором студентка всю ответственность за любые последствия брала на себя. Она обещала, что не будет перенапрягаться, ей не нужна пятерка, пусть хоть троечка, лишь бы был диплом. И добилась-таки своего. И сдала на «отлично», получив свой заслуженный красный диплом о высшем образовании.
Потом была вторая операция, уже под местным наркозом, который почему-то «не взялся», и все делали «на живую». Выгибалась от боли так, что вывихнула плечо. Но ничего, и об этом тоже вспоминает с улыбкой.
Учитель танцев
Первый педагогический опыт Юля получила, еще будучи школьницей, когда ее педагог по танцам брал с собой ученицу на занятия к хобби-классу. Тогда никто не верил, что девчонке всего 15 лет — настолько хорошо у нее получалось находить общий язык с детьми, доступно объяснять, добиваться того, чтобы дети не просто слушались, но и работали на уроке. Позже, будучи студенткой, она работала по специальности практически с первого курса. Сначала ее пригласили в ту школу, где училась сама. И это уже был профессиональный опыт: на практике Юлия Михайловна училась применять те знания, которые им давали в теории. А зарплата была смешная — не больше 700 рублей.
Сейчас Юлия Михайловна работает в школе танцев «Браво» и преподавателем хореографии в ставропольском лицее № 8, здесь же ведет танцевальный кружок. Дети со второго по одиннадцатый класс ходят на занятия к Юлечке Михайловне - так они ее ласково называют. Кто-то, как и она сама в детстве, мечтает о танцах, кто-то ходит для того, чтобы выработать правильную осанку, кому-то, особенно мальчишкам, нужна хорошая растяжка для занятий другими видами спорта. Все идут в зал хореографии. А сейчас там пусто. Нет, приходят заниматься другие кружки и секции, но Юлечки Михайловны нет, она опять в больнице.
Переквалификация не требуется
Еще прошлым летом, после второй операции, Юлия Михайловна получила инвалидность. В заключении соседствуют такие фразы: «Переквалификация не требуется» и «Ограничение физических нагрузок». Когда учитель танцев спросила, а как она будет работать без физической нагрузки, ее попросили объяснять ученикам словами и «на пальцах». Честно сказать, не могу понять, как можно научить танцевать, например, вальс, «на пальцах».
Юля научилась двигаться так, чтобы не задействовать больной участок позвоночника. Однако травма дает о себе знать. И мысли о смене сферы деятельности уже возникали. Обидно, что жизнь вынуждает уходить из школы именно тех, кто пришел сюда не ради денег, ведь здесь много никогда не зарабатывали, а по призванию. Но сегодня Юлия Михайловна еще не готова расстаться со своими учениками. Это и взрослые, и дети, которые с нетерпением ждут ее возвращения. И учителю невероятно жалко бросать их, бросать любимую работу, которая приносит радость и удовольствие от хорошо выполненного дела.
P.S. Пока что врачи не дают никаких прогнозов на ближайшее будущее. Как в известном фильме: «Поживем — увидим». Будем надеяться, что Юлечка Михайловна сможет вернуться к своим ученикам.