Салоны — разные, владелец — один
Лариса ДенежнаяВ краевую службу Роспотребнадзора (РПН) за 2013-2014 гг. поступило почти 600 жалоб потребителей, которые не смогли вовремя получить уже оплаченные автомобили. В злостных нарушителях — автосалоны по продаже марок «Опель» и «Шевроле», «Рено» и «Ниссан». В «черном списке» Роспотребнадзора восемь торговых предприятий с формой собственности ООО: «ОШ-1», «ОШ-2», «Р-1», «Х-1», «Н-1», «Н-2», «К-1», «К-2». А вот хозяин у них один — управляющая компания ООО «АА-1» (генеральный директор Э. И. Гашимов).
О систематических нарушениях прав потребителей упомянутыми продавцами ведомство предупреждало неоднократно. Мало того, Роспотребнадзор предпринимает соответствующие действия — меры административного порядка, накладывая штрафные санкции, а еще активно судится, выступая в защиту неопределенного круга потребителей. Предмет иска — включение в договоры условий, ущемляющих законные права покупателей. В чем они выражаются, мы неоднократно писали. Ведомство подавало иски к ООО «АльфаКар», ООО «АльфаКар Кавказ», ООО «ОШ-1», ООО «Р-1», ООО «Н-1», ООО «Н-2», ООО «ОШ-2». Требования Роспотребнадзора в отношении пяти из них («ОШ-1», «Р-1», «Н-1», «АльфаКар», ООО «АльфаКар Кавказ») уже удовлетворены в полном объеме. Исковые заявления по остальным еще находятся на рассмотрении в суде. Но, как предупреждает Рос-потребнадзор, «черный» список автосалонов — не окончательный.
В сентябре 2014 года среди нарушителей засветился еще один - ООО «Автореспублика». И, что самое интересное, проверяя жалобы потребителей, специалисты РПН выяснили: а владелец-то его — известный, все та же управляющая компания во главе с гендиректором Э. И. Гашимовым. Ведомство поспешило оповестить об этом граждан, планирующих покупать автомобиль. Разместило информацию на своем сайте, пометив ее, как имеющую особую значимость, предупреждающим знаком «!».
Однако у грозного, с точки зрения граждан, ведомства - ограниченные полномочия, предоставленные ей административным законодательством. Служба может заставить продавцов привести в соответствие с законом условия договора купли-продажи. А вот вернуть деньги за непоставленный автомобиль — нет. Это уже имущественный спор, который может быть разрешен гражданами только в суде. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора.
Несостоявшиеся автовладельцы обращаются за помощью к Фемиде. Но, даже выиграв суд, не могут вернуть свои «кровные» - дело тормозится исполнением судебного решения.
Недавно мы получили письмо от жительницы г. Нефтекумска Людмилы Николаевны Л. В нем — сплошные вопросительные и восклицательные знаки. Женщина пишет, что уже почти год не может получить автомобиль, за который полностью рассчиталась с автосалоном.
«И каждый день слышу только одну фразу — ждите. Звоню в Москву — там отвечают, что вся причина в том, что автосалон ООО «ОШ-1» не п еречисляет деньги. Как только деньги придут на счет, то сразу отправят ПТС. Сколько можно жить за наш счет?»
Как сообщает Л., такие же обманутые, как и она, готовы идти на крайние меры. Сама Людмила Николаевна помимо обращения в СМИ направила жалобы Президенту России Владимиру Путину, в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции в Москву...
Между тем Роспотребнадзор советует потенциальным покупателям машин проявлять простейшие меры предосторожности: поинтересоваться репутацией автосалонов у своих знакомых, родных, изучить отзывы в Интернете. О недобросовестных продавцах вы можете получить информацию и в краевой службе Роспотребнадзора, его территориальных отделах в районах. Если дошли до заключения договора купли-продажи, предварительно возьмите его образец, чтобы подвергнуть текст документа «ревизии» специалистами РПН или юристами на предмет защиты ваших прав. Деньги в кармане или на счете в банке — еще не гарантия, что сядете за руль своего новенького авто. Сегодня путь к его обладанию, как видите, трудный и долгий.