Сама судьба вела ее к детям
В конце прошлого года Мария Григорьевна Корчагина, социальный педагог гимназии № 12, стала победителем Всероссийского дистанционного конкурса (Интернет-проект «Эрудит») и получила звание «Лучший социальный педагог - 2013». Общий трудовой стаж – 57 лет, социального педагога – 15 лет.
Сегодня «Вечерка» публикует письмо нашего постоянного автора Людмилы Сыпиной о судьбе этой учительницы.
Мария Григорьевна часто вспоминает свое военное детство. Большая семья была у Маши: бабушка Евдокия Андреевна, которая без мужа воспитала пятерых дочерей и двух сыновей. Отец Маши, Григорий Егорович, был трактористом, мама, Евдокия Самсоновна, по сезонам работала в совхозе и выполняла разные работы по дому, воспитывала детей. Но в селе начался тиф, и ее мама умерла. Папа привел мачеху...
Мария Григорьевна так вспоминает начало войны в ее родном селе Приютном: «О войне мы слышали, но ничего не знали. Однажды августовским утром я и мои братья встали рано утром. Бабушка приготовила завтрак: чашки с молоком и с накрошенным хлебом. Вдруг совсем близко послышался сильный гул. С каждой минутой он нарастал. Через некоторое время мы увидели, как из-за бугра появились грохочущие танки. Это выглядело так, будто муравьи сползали ровным строем. Когда танки стали приближаться, мы увидели фашистские мотоциклы, на которых сидели по три человека. Мотоциклисты приближались к нашим огородам. В канавах немцы стали устанавливать свои орудия. Страшный бой шел целый день...».
Немцы вошли в село, начали хозяйничать. Жизнь превратилась в борьбу за выживание. Ее соседи спрятались в окоп, но немцы выгнали их оттуда. Маша запомнила на всю жизнь, как какой-то молодой немец приставил пистолет к ее голове и смотрел на нее своими страшными, налитыми кровью глазами. Девочка ничего не понимала и смотрела на него широко открытыми глазами, не мигая. Это длилось долго, они стояли, как загипнотизированные. Чем бы это закончилось, неизвестно, но подошел пожилой немец и что-то грубо сказал. Только тогда молодой немец опустил пистолет...
Во время оккупации немцы установили в селе, где жила Маша, свой порядок. Они заняли под свой штаб четыре двора, а бабушку заставили печь им хлеб. Они ходили по дворам и требовали дать им яйца и молоко. Бабушка ответила, что ничего нет. Немецкий солдат вынес из сарая подкладное яйцо, которое местные жители называли «поклад» и показывает: есть. Но бабушка бросила яйцо на землю, и оно не разбилось. Немец страшно удивился и ушел. Дети собирали травы, ели корешки, перешли на «подножный корм». Мальчишки выбирали момент, чтобы утащить у немцев банки с консервами, губные гармошки, прокалывали шины у машин. Родители наказывали ребят, так как за это немцы могли расстрелять.
После освобождения села от немцев отец Маши ушел на фронт и не вернулся.
В первый класс Маша пошла в 1945 году. Стекла в окнах школы были выбиты, холодно, чернила замерзали в чернильницах, тетрадей не было, писали на газетах между строк. В детском доме ее назвали Павка Корчагин. Ей выдали школьную форму, всю необходимую одежду и обувь. Здесь закалялся ее характер, дети часто голодали, зимой мерзли от холода, но Маша всегда участвовала и в спортивных мероприятиях, и в самодеятельности. Она научилась играть на скрипке, даже помогала проводить занятия детского хора в школе. Девочка помогала фельдшеру-женщине лечить ребят.
Однажды в детский дом пришла семейная пара. Им так понравилась Маша, что они решили ее удочерить. Но девочка отказалась, хотя они обещали купить ей и школьную форму, и одежду, но Маша сказала, что у нее все есть. В следующий раз они пришли вместе с первым секретарем Апанасенковского райкома партии Н. И. Жезловым. Тот сказал, что если она не хочет, чтобы ее удочерили, ее заставят. Но Маша ответила, что она будет жаловаться самому Сталину. Ее приняли в комсомол, хотя ей еще не исполнилось 14 лет. Затем выбрали секретарем комсомольской организации. Она долго ждала, что отец вернется с войны. Маша окончила педучилище, работала учительницей начальных классов в своем селе, затем - заведующей отделом пропаганды Апанасенковского райкома партии. Родила дочь. И только тогда ей вручили похоронку на отца. Оказывается, похоронка была у мачехи, та получала пособие на своих детей, а Маша в это время голодала в детском доме.
Мария Григорьевна окончила географический факультет Ставропольского педагогического института. Сначала занималась партийной работой, но по душе ей пришлась работа директором школы-интерната в Ставрополе. Она с учителями создала совет командиров. Не все там было благополучно, оказалось, что в школе процветало воровство. По ночам некоторые старшие дети таскали продукты из столовой. Мария Григорьевна решила это прекратить и устроила засаду ночью. Тех, кого они застали «на месте преступления», она попросила вызвать родителей и выдала им документы, объявив, что эти ученики исключены. Очень трудно было договориться о капитальном ремонте школы, так как это было три здания. Ребята под руководством учителей дали большой концерт для строителей, и руководитель РСУ-2 А. Д. Дороган согласился делать ремонт. По ее инициативе дом-интернат был превращен в дом для детей-сирот. Она договорилась с директором музыкального училища, и в школе проводились музыкальные занятия, дети обучались игре на музыкальных инструментах.
А затем – школа № 12, где Мария Григорьевна была заместителем директора по учебно-воспитательной работе, стала одной из лучших. И теперь уже много лет она работает социальным педагогом, помогает детям и их родителям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Больше всего она уделяет внимание несовершеннолетним подросткам «группы риска», детям-инвалидам, детям из многодетных и малообеспеченных семей. Она понимает, что они более уязвимы, нуждаются в особой заботе, повышенном внимании. Она посещает этих детей дома, беседует с их родителями. Когда я пришла в школу, в ее кабинете увидела мальчика и женщину, которая плакала, рассказывая о своих проблемах. Мария Григорьевна утешала, успокаивала, говорила теплые слова. Я прикрыла дверь, не хотела мешать их беседе. Иногда она возвращает веру в жизнь - одних утешает, другим помогает справиться со своими чувствами. Для этого нужна атмосфера доверия. И ребята ей доверяют, они видят в ней человека, к которому можно обратиться с любой просьбой и советом. Она учит ребят размышлять, дарит позитивные эмоции, формирует здоровое чувство юмора по отношению к невзгодам, улучшает взаимопонимание между людьми. Учит сердечности и искренности...
Сейчас Мария Григорьевна вместе с детьми проводит поисковую работу по теме «Дети войны»: ребята собирают сведения о своих родственниках - участниках войны. Она поддерживает отношения с общественной организацией «Дети войны», организует встречи с ветеранами. По ее приглашению 9 Мая в школу приходили заслуженный строитель В. Е. Григорьев и Н. Г. Рукавишникова, которые выступили с воспоминаниями. Вместе с Григорьевым приходила его жена Валентина Васильевна, он – незрячий инвалид, с помощью жены написал пять книг. Он пишет по трафарету, как писатель Николай Островский. Теперь они – частые гости у ребят.
Директор гимназии Елена Викторовна Ремаренко рассказала, что Мария Григорьевна всегда стоит на активной жизненной позиции; это уникальный человек. Она первая в школе освоила Интернет, стала победительницей многих конкурсов. Работает с трудными подростками и много сил, фантазии, выдумки вкладывает в работу с ними. По ее инициативе на входных дверях появилась надпись «Школа без сквернословия»...
Ее можно назвать «солнечный человек», она притягивает людей как магнит. И взрослые, и дети идут к ней за советом и знают, что она всегда поможет, посоветует. У нее доброе и отзывчивое сердце, сильная волевая натура, решительный характер. С невероятным терпением, доброжелательностью и отзывчивостью она общается с детьми и взрослыми. Это человек доброго сердца с выраженным чувством сострадания и милосердия. По ее инициативе в школе был организован клуб «Подросток», где дети рассказывают стихи, ставят театрализованные сценки. Есть дети очень талантливые, например, Маша Демиденко написала сочинение в стихах «Что такое счастье»...
В семье у Марии Григорьевны все отлично, ее дочь Ирина пошла по стопам матери и преподает информатику, внук Евгений учится в Санкт-Петербурге, готовится стать моряком.