«Самая опасная в мире идея»

Станислав Маслаков

«Самая опасная в мире идея»

«Не стоит бояться мечты и надежды. Ведь именно дерзость мечтателей завела нас так далеко — из мрачных первобытных болот к тому, где мы сейчас — в шаге от покорения галактик, в шаге от бессмертия».
Ферейдун М. Эсфендиари

Человек – единственное на планете существо, осознающее собственную смертность. Именно это понимание, по мнению многих исследователей, стало главным стимулом в нашем развитии. Мы придумали бесконечное количество религиозных и философских концепций, сделали миллионы изобретений – от палки-копалки до атомного реактора – и всё это для того, чтобы так или иначе решить вопрос своей жизни и смерти.

Трансгуманизм даёт, пожалуй, наиболее дерзкий ответ на этот вопрос. Он рушит два самых дорогих нашему сердцу мифа. Первый – что человек – венец творения, совершенное произведение искусства Создателя. Как бы ни старались креационисты, очевидно, что произошли мы самым естественным путём эволюции, и далеко не идеальны. Многое в «хомо сапиенс» нуждается в улучшении, причём первое из них, согласно монотеистическим легендам, сделал сам Творец – дал людям одежду, прежде чем изгнать из рая. А ещё наделил целым букетом слабых мест, которые время от времени приходится заменять или модернизировать. Вместо плохих и слабых зубов, которые вырастают раз в жизни (а не постоянно, как у многих видов), нам приходится вставлять коронки. Слабеющему зрению помогают очки. Если, не дай Бог, потерял конечность, то поможет многовековая традиция протезирования. Сейчас уже есть, пусть пока что несовершенные, искусственное сердце, глаз, ухо. На очереди – так называемый «нейрокомпьютерный интерфейс», который позволит мозгу напрямую контактировать с виртуальным миром. К слову, это опровергает второй миф, которой греет душу учёным «старой закваски» — что человек пусть и не божественное творение, но вполне себе вершина эволюции, и дальше не развивается. Конечно, доступная история человечества слишком коротка, чтобы говорить об эволюции вида. Да, чаще мы меняем среду под себя, а не наоборот. Но в последнее время изменили её настолько, что приходится приспосабливаться.
На стыке этих представлений и возник трансгуманизм – учение о том, что человек вовсе не совершенен и что его эволюция продолжается. Более того, ей надо всячески способствовать, модернизировать свой разум и тело, чтобы в итоге превратиться в «трансчеловека», для которого мы будем примерно тем же, что для нас – питекантропы. Идеи о том, что это произойдёт, витают давно. Достаточно вспомнить того же Ницше с его «сверхчеловеком». Но трансгуманизм как зрелое учение появился уже в середине прошлого века – когда и философская мысль подоспела, и прогресс позволил перейти от абстрактных мечтаний к конкретным проектам. Главная их цель – продление человеческой жизни, а также улучшение самого человека. Способы – от самых скромных (здоровый образ жизни, развитие протезирования или безвредные ноотропы вроде «глицина») до полного отказа от нынешнего тела и перевод человека в организм робота, а то и вообще энергетическую форму.
Самих трансгуманистов (то есть людей, которые именно так себя позиционируют) не так уж и много. Но фактически вся современная технология и медицина работает на воплощение их идей.
Разумеется есть у них и противники. Самые лютые – это, конечно, религиозные деятели и их паства. Не только в странах вроде Ирана и Саудовской Аравии, где живут по средневековым, на взгляд европейца, законам, но и вполне «продвинутые» государства Америки и Европы сталкиваются с мощнейшим клерикальным лобби, которое всеми силами старается если не остановить прогресс, то загнать его в подполье. Любые попытки исправить недостатки человеческого организма воспринимаются ими как вмешательство в Божий замысел. Правда, до сих пор они отступали. Если в те самые средние века многими церковниками воспринималась в штыки любая медицина (болезнь – это наказание свыше, так что нужно каяться, а не лечиться), то сейчас они держат оборону в вопросах планирования семьи, вмешательства в генетику человека и права на добровольное продление (или, наоборот, прекращение) жизни. Впрочем, и вполне светские мыслители – например, Френсис Фукуяма, чьё высказывание по поводу трансгуманизма вынесено в заголовок этой статьи, выступают его жёсткими критиками. Во многом эта критика справедлива. Ведь, в конечном итоге, непонятно, на какой стадии модернизации человек перестанет быть человеком?
Пока философы, учёные и общественные деятели ищут ответы на этот и другие сложные вопросы. Пишут труды, собирают конференции. Одна из них пройдёт на днях в Москве — Международный конгресс «Global Future 2045», посвящённый в основном проблемам, которые ставит (а возможно – решает) перед человечеством трансгуманизм.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление