Сами определяем стоимость
Тамара КоркинаВ своем вводном слове он подчеркнул, что надо разграничивать коммунальные и жилищные тарифы. Первые диктуют в основном монополисты — на воду, газ, тепло, электроэнергию. Жилищные же тарифы устанавливает собрание собственников жилья, и они для каждого дома будут разные. Почему? Потому что все зависит от технического состояния дома, от объемов недвижимости, от площади придомовой территории, от благоустройства и так далее.
При составлении договора собственникам жилья все надо конкретизировать, каждая работа должна быть прописана подробно. Скажем, «Уборка придомовой территории» — сколько она стоит?
Бежим впереди планеты всей?
В. Прокофьев счел необходимым подчеркнуть для журналистов:
— Ставропольский край бежит по тарифам впереди планеты всей. Он один из двух или трех регионов страны, которые вышли на стопроцентную оплату коммунальных услуг. Это, конечно, порождает дополнительные проблемы. Сейчас наш институт работает в вашем крае по вопросу формирования бюджетных инвестиций и критериев их определения. Видим, что край во многом отличается от других регионов России. Здесь, например, действуют предприятия коммунального сектора на уровне субъекта федерации. Скажем, «Крайводоканал» обслуживает большую часть региона. Вряд ли правильно, что тарифы предприятия равны для всех, без учета специфики и особенностей одного города по сравнению с другим.
Не оспаривать тарифы, а контролировать их
— Скажите, как могут быть оспорены тарифы? Что для этого нужно сделать? Мы платим за тепло, например, больше, чем жители сибирских городов, хотя живем на юге. Больше нас, наверное, в стране не платит никто.
— Печально, что пресса задает вопрос об оспаривании тарифов. Хотелось бы, чтобы разговор шел о том, как их контролировать. Нашему институту, который готовит рекомендации для правительства, важно, чтобы тарифы обсуждались на стадии их формирования. И чтобы пресса участвовала в обсуждении и понимала, почему установлен именно такой тариф. Ведь есть определенные методики, которые детально прописывают, на что расходуются деньги. Все это можно проанализировать, будь на то добрая воля регулирующего органа. А воли этой не будет до тех пор, пока население не изъявит желание знать, за что с него берут деньги. Если же пресса и население пассивны, то регулирующему органу проще иметь закрытую зону и никого туда не подпускать.
Надо сказать, что публичность для органов власти — это лишняя головная боль. Надо организовывать мероприятия, готовиться к ним. Поэтому органы власти не заинтересованы в открытости. И перейдут к ней разве что под давлением федеральных органов. Если говорить о международной практике, то чаще всего прессе предоставляется информация о том, что входит в структуру тарифа, куда будут расходоваться деньги. Подчеркнем, что в законе 210 напрямую прописана процедура публичных слушаний. Сейчас ничто не мешает органам власти на местах работать с населением.
Нужна также публичная отчетность коммунальных предприятий о своей деятельности. Сейчас ни одно из них не публикует своих годовых отчетов, не имеет специальных каналов по связи с общественностью. Часто коммунальные предприятия объявляют структуру тарифов коммерческой информацией. Это неправда, баланс отчета прибыли и убытков вообще должен быть в интернете.
Хотим платить как можно меньше
— Люди при любом способе управления хотят платить как можно меньше. Это явление, очевидно, наблюдается по всей стране?
— Мы активно отслеживаем практику установления жилищных тарифов в странах Прибалтики. Они еще не Европа, но уже и не Россия, и по развитию ЖКХ находятся между ними. И наша страна обязательно придет к тому, что уже сейчас у них есть. А есть вот что: там управляющие компании, которые приходят к собственникам для заключения договора, имеют книжечки. А в них — полный и детальный перечень всех работ, которые компании могут делать. И не только перечень, а и стоимость. Жильцам остается только выбрать работы, которые по их желанию должны выполняться.
Хотим подчеркнуть, что весь выбранный перечень конкретных работ должен быть в договоре управления многоквартирным домом. И он должен быть утвержден на общем собрании собственников.
Да, жильцы сейчас пытаются минимизировать расходы, какие-то работы просто не учитывают. Но сейчас формируется законодательство об административной ответственности собственников жилья, которое в течение года будет завершено. Если жильцы выбрали недостаточный перечень работ, и дом содержится плохо, то будут включаться рычаги административного воздействия. А пока, к сожалению, собственники могут уменьшить объем работ до нуля.
Власть
не торопится расставаться…
— Каким образом управляющие компании должны информировать население о своих возможностях и расценках, чтобы люди могли сделать оптимальный выбор?
— Пока никто не информирует собственников, какие компании работают на рынке жилищно-коммунальных услуг. Как правило, компания приходит в дом и предлагает только свои услуги. Когда мы говорим, что есть же и другие, то слышим — а нас другие не интересуют, мы предлагаем только себя. Этим же занимаются и муниципальные предприятия. Они приходят к собственникам, проводят собрания, заключают договоры на каких-то условиях, часто просто ложных. Это сейчас очень порочная практика. Муниципальные предприятия навязывают определенные услуги, не предлагая жильцам их полного спектра.
Надо сказать, что на сегодня активного спроса населения на услуги управления жильем нет, народ пока пассивен. Если говорить об органах местного самоуправления — их спрос очень своеобразный. Власть не очень торопится расставаться с административными рычагами в сфере ЖКХ, напротив, старается сохранить свое административное влияние. Во многих городах просто сдерживают развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Как следствие – органы местного самоуправления не заинтересованы в публичности этого процесса. Потому и нет информации.
— И все-таки кто-то же должен инициировать информирование населения об управляющих компаниях? Иначе дело не сдвинется с мертвой точки.
— Скорее всего, появятся некоммерческие организации, которые займутся этим вопросом. Например, ассоциации ТСЖ, они уже существуют в некоторых городах. Или союзы собственников жилья. Есть и другие партнерства, связанные с управлением жильем. Желательно, чтобы это были независимые компании, их информация будет более объективна.
Правительство лукавит, но меры принимает
— Так ли уж велико влияние населения на наше правительство и чиновничество? Чтобы претворялось то, о чем мы сегодня говорим, необходимо гражданское общество, а его у нас нет. И сегодняшняя ситуация в ЖКХ — это дележка того, что еще не доделили.
— Думаем, понадобится не менее 20 лет, чтобы народ начал понимать, что нашей жизнью и страной должна управлять экономика. А что касается общественности… То, что правительство ввело ограничения на рост тарифов, это итог, скажем так, активного поведения населения. Скоро выборы, волнения никому не нужны. Именно население «выжало» появление индексов, хотя формально речь шла об ограничении роста инфляции. Разговор об инфляции – только прикрытие, тарифы ЖКХ не влияют на нее. Наоборот, они «оттягивают» деньги с потребительского рынка, уменьшают покупательскую способность. Тарифы сродни налогам. Если народ будет пассивен, ничего происходить не будет. Людям надо заниматься своими проблемами. Больше, чем мне, мое жилье никому не нужно, ни государству, ни городу. И чтобы его сохранить, я должен предпринимать какие-то действия. Это должен понимать каждый из нас.
tkorkina@vechorka. ru