Самые мобильные и опасные - такая репутация сегодня
Михаил ВасиленкоНедавно прошла встреча автотранспортников, на которой с тревогой прозвучало: маршрутное такси сегодня – самый опасный вид городского пассажирского транспорта. Собственно, в этом мы убеждаемся каждый день. Сама недавно ехала «маршруткой» №27. На одном из поворотов только чудо спасло нас от столкновения с «жигуленком».
Выскочивший из него парень, белый от пережитого потрясения, схватил нашего водителя за грудки и все пытался вытащить из кабины. «Выходи, если ты мужик!». Это противостояние длилось до тех пор, пока рассерженные пассажиры не потребовали трогаться – «Потом сами разберетесь!»
Поездки на «маршрутках» все чаще и чаще напоминают цирковые номера. Обгоны, подрезания, погони – в общем-то, все мы становимся невольными участниками гонки за рублем. По мнению специалистов, не за таким уж сегодня и длинным, поскольку его беспощадно укорачивает конкуренция.
Интервал движения на большинстве маршрутов – три-четыре минуты. Чуть зазевался, приотстал — и повезешь воздух.
Основной перевозчик
Почему в последние годы основной разговор о пассажирских перевозках сводится к маршрутным такси? Почему они сегодня — в центре внимания и власти, и горожан? Почему мы так чувствительны к оскорбительным наклейкам в салонах типа «Толкни дверь попой» или «Хлопнешь дверью – станешь льготником»? Почему постоянно жалуемся на низкую культуру водителей? Да потому, что маршрутные такси стали в городе основными перевозчиками, они – и надежда, и нечаянная радость горожан. Выныривают, подхватывают, мчатся, быстро доставляя пассажиров в самые укромные уголки города. Трудно представить, как бы мы жили и везде успевали, не будь этих маленьких мобильных «газелек». Кто может пользоваться троллейбусами, тому, считай, крепко повезло. Но экологически чистые «привязаны» к проводам, которых нет, например, на большей территории Октябрьского района. Автобусы в городе практически перевелись, традиционное автотранспортное предприятие разорено и распродано.
Казалось бы, ситуацию могли спасти коммерческие «пазики» — и шустрые, и комфортные. Но в преуспевающий городской бизнес они не оформились. Причин много. Сами по себе автобусы намного дороже тех же «газелей», они потребляют больше топлива, для них разорительнее ездить полупустыми или пустыми. Потому количество их стабилизировалось и не растет – 160 машин.
Ужасающая статистика
Перед автотранспортниками выступили представители ГИБДД, подтвердившие, что действительно «статистика ужасающа». За десять дней операции «Автобус» зафиксировано 826 нарушений, допущенных водителями маршрутных такси. Основные – выезд на полосу встречного движения и превышение скорости. Физические лица тоже не особенно законопослушны – они допустили более 500 нарушений. И все это – на перенасыщенных транспортом дорогах, плохо приспособленных к тому количеству машин, которые сейчас ежедневно на них выходят.
Начало на 1-й стр.
А безалаберность пешеходов, которые по старинке «ходят через дорогу, где хотят!»
Основная суть большого и трудного разговора, в котором приняли участие и автопредприниматели, и руководители, отвечающие за организацию транспортных пассажирских перевозок в городе, сводилась к тому, что надо срочно наводить порядок, поскольку передвигаться по Ставрополю стало просто опасно.
У автопредпринимателей
тоже есть претензии
Много претензий предъявили владельцы и водители маршрутных такси. Их работа с интервалом движения машин в три-четыре минуты превратилась в гонку, чреватую авариями. Сеть в городе такова, что маршруты накладываются друг на друга, значительно ослабляя финансовые ожидания перевозчиков. В сфере перевозок процветает протекционизм, ради которого неоправданно продлеваются маршруты или организуются новые. Настоящий бич нынешнего маршрутного бизнеса – многочисленные самовольщики, которые выходят на линии без договоров и лицензий, но с высокопоставленными защитниками за плечами.
А в общем, на дорогах краевого центра царит один большой беспорядок, суетливый, бестолковый и беспощадный. Полторы тысячи маршрутных такси — такого количества не имеют города, в разы больше Ставрополя.
Газовый баллон –
под днище?
Как о большой беде, частные предприниматели говорили о требованиях краевого ГИБДД сменить газобаллонное оборудование. Сейчас оно установлено в салонах «маршруток», его требуют перенести под днище машин. Причем никаких законных обоснований подобного требования нет. Да и здравый смысл подсказывает: при наших-то ямах, рытвинах и ухабах на дорогах, при немыслимой замусоренности вряд ли газовое оборудование под днищем будет безопаснее. Сейчас редкая «легковушка» (на всякий случай добавлю – отечественная) ходит без трещин на лобовом стекле от внезапно выскочившего голыша. А днищу вообще достается.
Когда людям что-то непонятно, возникает много слухов и предположений. Вот и тут есть объяснение: лоббируются интересы некоего бизнесмена, закупившего тысячу импортных газовых баллонов.
А в общем – городу надо развивать общественный пассажирский транспорт, закупать новые автобусы и троллейбусы. Если учесть сегодняшнюю мешанину на дорогах, постоянно растущее количество частного транспорта, то нетрудно представить время, когда ни «маршрутки», ни «физические лица», ни просто горожане не смогут передвигаться по городу, который превратится в одну большую «пробку».
Тамара КОРКИНА.
tkorkina@vechorka. ru