Сдвинулись с мёртвой точки?
Станислав МаслаковСовременные урбанисты считают, что определить уровень развития какого-либо города несложно. Он зависит не от размера бюджета или самого города, наличия небоскрёбов или даже количества парковок. А вот одним из первых критериев, на который они посмотрят, будет наличие сети велодорожек.
К слову, первая велосипедная дорожка появилась в России ещё в 1897 году в Москве. Но понадобилось больше века, чтобы в сознание наших сограждан начало приходить (и пока явно ещё не пришло), что это не просто дань моде. Согласно статистике, в Москве сейчас около трёх миллионов активных велосипедистов, в Санкт-Петербурге — примерно миллион. Неудивительно, что и первые робкие попытки создать для них инфраструктуру появились именно в столицах. Ещё не Дания, которая пронизана единой национальной сетью велодорожек, но уже какой-то прогресс.
На данный момент в Москве существует 18 километров велодорожек. Но существует масштабная программа по исправлению ситуации — благо, пробки задушили столицу окончательно. К 2016 году протяжённость дорожек составит уже более 70 км, и они впервые в нашей стране образуют единую сеть. Пока же стройка идёт полным ходом, она встречает активное сопротивление среди местных жителей. Многие недостроенные участки уже разворочены автомобилями: водители привыкли ездить здесь по грунтовым дорогам «на лоно природы», оставляя после себя горы мусора.
Следом за Москвой идёт Санкт-Петербург. Город с плоским рельефом, грамотной планировкой и европейской ментальностью давно уже должен был создать полноценную велоинфраструктуру. Но до сих пор существует лишь несколько разрозненных дорожек, а городские власти увлекались больше странными законодательными инициативами, нежели заботой о согражданах. К счастью, и здесь проблема сдвинулась с мёртвой точки. Создаются перехватывающие велопарковки возле станций метро, строятся и сами дорожки. Недавно заработала первая в стране сеть бесплатного проката велосипедов.
Не хотят отставать и наши соседи. Южные столицы — Краснодар и Сочи при поддержке губернатора Ткачёва создают многокилометровые сети велосипедных дорожек, которые будут готовы к Олимпиаде.
В принципе, подобная программа либо уже существует, либо активно обсуждается в каждом крупном городе страны. Что поделать — от развитых стран (причём не только Европы, но и Дальнего Востока и даже Южной Америки) мы отстали в этом вопросе на десятилетия. Пришла пора догонять цивилизованный мир.