Семейный вопрос

Станислав Маслаков

Семейный вопрос

Нам приказано плодиться и размножаться. Не только главным персонажем древнееврейского фольклора, но и набирающей обороты машиной пропаганды. Многодетность у нас с недавних пор - абсолютное благо, верность традициям и акт патриотизма, а планирование семьи - грех и предательство. И даже любовь теперь чётко делится на правильную и неправильную, которая сейчас объявляется грехом и мерзостью, а завтра и вовсе рискует стать преступлением. С недавних пор и праздник для любви у нас отдельный, идеологически верный, в отличие от богомерзкого святого Валентина.

Но не будем заниматься очередным разбором странной сказки про Петра и Февронью. Давайте попробуем разобраться в вопросах демографии в более широком контексте. Итак, нам предлагается позиция, согласно которой многодетность - норма, соответствует многовековым традициям и для нас может стать единственным спасением от вымирания и ассимиляции.

Традиции хороши в меру

Начнём с самого простого - традиций. Они нам помогают в самоидентификации, позволяют длить свою историю и вообще всячески полезны до тех пор, пока не превращаются из прикладной вещи в фетиш. Увесистый камень хорош в фундаменте, а не на шее. Мы можем сколько угодно обвинять развитые страны в распущенности нравов и сулить им скорую гибель, но что может предоставить им в противовес так называемое «традиционное общество» Африки и арабского мира? Нищета, эпидемии, религиозный фанатизм, насилие и беспросветная короткая жизнь. Мы ценим и бережём свои традиции, но они должны быть на своём месте, а при необходимости - пересматриваться, меняться, а то и выбрасываться. Современный человек не может жить по нормам и укладам Тёмных веков. Вернее, может, но при этом и сам деградирует до уровня соответствующей исторической эпохи. Поборник Шариата или Домостроя может надеть хороший костюм, пользоваться автомобилем и прочими благами современности. Но он не способен создать нечто новое, да и вообще приносить пользу обществу. Напротив, он это общество будет разрушать изнутри, пусть и эксплуатируя его богатства.
Механизм элементарный: не может быть существенного и продолжительного разрыва между техническим и социальным прогрессом. Тут или лебедь рвётся в облака, или щука тянет в воду. Поэтому, проповедуя возврат к традиционным (по факту - средневековым) нормам общественного устройства, семейной жизни и нравов, мы должны подразумевать феодализм, антисанитарию, костры инквизиции, господ и холопов. Если же хотим развития и благ цивилизации, то вряд ли следует апеллировать к вековым традициям. В примитивных обществах многодетность вызвана детской смертностью, отсутствием необходимости давать своим наследникам хорошее образование и общей предопределённостью и ничтожностью каждой отдельной жизни. В ходе социального развития продолжительность и качество жизни растут, а подготовка к ней требует всё больших усилий. Поэтому естественным становится то, что родители заводят одного-двух детей, которые почти гарантированно доживут до совершеннолетия, будут учиться всю молодость, в итоге получат широчайшие возможности для реализации, но, вполне вероятно, найдут её не в продолжении своего рода.

Наступательная демография

К сожалению, общества, как и люди, развиваются неравномерно. И вот что получается: самые успешные перестают размножаться, зато аутсайдеры плодятся со всё возрастающей скоростью. Ведь до них так или иначе доходят отголоски прогресса - хотя бы в виде медицины и гуманитарной помощи. Детская смертность падает, кое-как одеться и прокормиться сейчас можно, даже если ничего не делать. В итоге многочисленные отпрыски менее развитых народов и окраин ищут лучшей жизни в метрополиях, но несут с собой установки той дикой среды, в которой они выросли, - плюс паразитизм и необоснованные претензии к аборигенам. Не имея возможности конкурировать в образованности и профессионализме, они берут числом и агрессией.
В этой ситуации, несмотря на всё отставание от мировых флагманов, оказалась и Россия. Этим нас и пугают борцы за многодетность: русских всё меньше, зато нас подпирают Китай, Средняя Азия и Кавказ, где с рождаемостью всё более чем в порядке. Нам предлагается ответить на их многодетность собственной (правда, что делать в этом плане с почти двухмиллиардным Китаем, непонятно), в противном случае Россия не сможет вскоре удержать собственные границы. Доля правды в этом есть - свято место пусто не бывает, не мы его заполним, так другие.
Но давайте вспомним историю. Россия стараниями кремлёвских заговорщиков вернулась 20 лет назад к границам 250-летней давности. На момент развала страны в ней жили 150 млн человек, сейчас на 10 миллионов меньше. А вот к концу царствования Екатерины Второй эта цифра составляла всего 36 миллионов - и это не было трагедией. Во-первых, потому, что население всё же росло (за XVIII век оно удвоилось), но главным образом потому, что никто не «давил» снаружи. На земном шаре обитало несколько сотен миллионов человек.
Вот и сейчас. Проблема не в том, что нас слишком мало, а в том, что слишком много других. Земля невероятно перенаселена. Человечество потребляет гораздо больше ресурсов, чем в состоянии произвести планета. Если и впрямь существуют секретные коварные планы по сокращению численности населения, то они, возможно, единственный способ спасти нашу цивилизацию. Есть, конечно, второй - колонизировать космос, но тут нам тяму пока не хватает.

Лучше мало счастливых, чем много несчастных

Давайте будем честны перед самими собой и теми самыми детьми, из-за которых весь сыр-бор. Обильное деторождение в ближайшей перспективе выглядит как спасение для русских городов и сёл. Но в планетарном масштабе оно лишь приближает неотвратимый и страшный конец. Не божественная кара, не астероид или ядерная война, а то, что мы расплодились, как саранча, и вскоре буквально сожрём свою планету - вот угроза номер один. В этой ситуации развитым и ответственным (в первую очередь - перед своими же детьми) людям и государствам надо думать о том, как избежать перенаселения. Как мирными и ненасильственными методами стимулировать различные общества к разумному регулированию своей численности. Финансировать программы планирования семьи в бедных странах. Помогать малоимущим семьям дать достойное образование и путёвку в жизнь одному-двум детям, вместо того чтобы плодить их десятками, пополняя ряды преступников и вынужденных переселенцев. В том же самом Китае такие программы действуют, но их результаты пока малозаметны.
Исторический опыт однозначен: там, где люди живут хорошо и свободно, они не стремятся заполнить собой всё пространство. Напротив, в нечеловеческих условиях постоянной борьбы за выживание они размножаются стремительно - чтобы своим количеством компенсировать ужасное качество жизни. В конечном итоге всем стало бы лучше жить на в меру заселённой планете, где люди не отравлены страстью непомерного потребления и размножения, а потому всем всего хватает...
Разумеется, бывают вполне успешные многодетные семьи, где родители в состоянии обеспечить будущее всех своих детей. Честь и хвала им, вряд ли что-то сравнится с их счастьем, но делать их пример универсальным рецептом - глупо, а то и преступно. Поэтому поборникам семейных ценностей следует умерить истерию и признать, что в этом вопросе помимо количественного аспекта есть и качественный. И всем нам надо делать то, от чего нас так старательно отучивали всё время: не жить страстями и мёртвыми традициями, а думать самим. На годы вперёд. И принимать по-настоящему взвешенные, ответственные решения.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление