Семья, детсад и социалка
Прошло заседание коллегии управления образования администрации города Ставрополя с главным вопросом повестки дня - «Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей и социальными институтами».
С основным докладом выступила Лидия Козлова, заместитель начальника управления образования администрации города Ставрополя.
Она говорила о роли семьи в становлении личности дошкольника. Специалисты считают эту роль исключительной, ведь папу и маму не могут заменить никакие социальные институты.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие «общественные составляющие» воспитательного процесса призваны помочь, поддержать, направить, дополнить усилия родителей. Вот почему, считают участники коллегии, в последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования - как со стороны государства, так и родителей.
Общество сегодня особенно внимательно относится к педагогическим кадрам детских садов. В дошкольных образовательных учреждениях города работают 44 социальных педагога и 58 педагогов-психологов. Из них 95 процентов имеют высшее образование, 37 - высшую квалификационную категорию. Средний стаж работы педагогов составляет 11 лет. Это позволяет говорить о достаточно высоком образовательном и квалификационном уровне педагогов.
На коллегии было отмечено, что заслуживает внимания опыт работы с семьями воспитанников ДОУ №№ 2, 14, 18, 22, 37, 38, 39, 44, 50, 53, 56, 61, 68, 70, 72, 73, 77, 164. Хорошо дружат с «макросоциумом» - советами микрорайонов, музеями, учреждениями культуры, администрациями районов города, представителями правоохранительных органов - в ДОУ №№ 3, 4, 8, 34, 38, 39, 40, 44, 54, 65, 68, 70, 75, 77, 78.
Многое делается в детсадах и для укрепления здоровья детей.
Говорили на коллегии и об участии родителей в деятельности ДОУ. Мам и пап не только привлекают к управлению учреждением в качестве активной и «вспомогательной» силы, но и выводят на городской уровень для обсуждения общественно значимых тем. К примеру, в ноябре 2008 года в ДОУ № 20 прошел «круглый стол» по теме «Система дошкольного образования города Ставрополя: проблемы и перспективы», а в канун 8 Марта этого года впервые по инициативе управления образования на базе кадетской школы им. генерала Ермолова прошел городской форум «Вся гордость мира – от матерей». Ближе к весне с родителями по-серьезному заговорили о благоустройстве ДОУ: 26 марта мам и пап пригласили на семинар-совещание на базе ДОУ № 70. Тогда был дан старт организации работы по благоустройству территорий дошкольных учреждений.
Такая совместная работа уже дала положительные результаты: их обобщили и распространили, издав девять информационно-методических сборников для педагогов дошкольных учреждений. Специально для родителей подготовили пять подобных сборников с рекомендациями.
В нашем городе действует специальная Программа работы с семьей на 2006 - 2010 годы, во всех ДОУ открыты родительские клубы «К здоровой семье - через детский сад», созданы центры социального развития ребенка в дошкольных образовательных учреждениях №№ 2, 4, 65, 75, 78, консультативные пункты «Мамина школа» в дошкольных образовательных учреждениях №№ 2, 3, 8, 24, 39, 43, 51, 54, 62, 68, 71, 75, 76, 77, 78. Планируется открыть консультативные пункты «Мамина школа» во всех детских садах.
Не забыли и про финансовую составляющую: администрацией города, депутатами СГД осуществляется социальная поддержка семей, дети которых посещают муниципальные детсады. Решением СГД определено 8 категорий семей, пользующихся льготой по оплате за содержание ребенка в детском саду за счет средств бюджета города. Сегодня свыше двух тысяч семей пользуются льготами.
Отметили на коллегии и огромную работу родительских комитетов по оказанию помощи в организации и проведении совместных мероприятий, улучшению материально-технической базы учреждений, совершенствованию предметно-развивающей среды.
Прозвучала и такая информация: управлением образования проведен социологический опрос 1986 родителей об удовлетворенности услугами учреждений дошкольного образования. Результаты таковы: 97 процентов удовлетворены уходом, воспитанием и развитием, которые получает их ребенок в детском саду.
Несмотря на положительные тенденции, отметили педагоги, в деятельности детсадов существуют проблемы, требующие обязательного решения. К примеру, не во всех дошкольных учреждениях работа с семьями воспитанников носит системный характер. Социально-психологические службы не в полном объеме реализуют поставленные задачи. Активные формы взаимодействия, построенные на диалоге с родителями и ориентированные на развитие их практических умений — такие как дискуссии, вечера вопросов и ответов, родительские клубы, практикумы, - реализуются лишь в 47 процентах учреждений. Родители зачастую получают недостаточную информацию о программах, реализуемых в ДОУ, не во всех детсадах деятельность родительских комитетов отвечает требованиям действующего законодательства.
Коллегия приняла решения по каждой из названных проблем.
Лия КАРАПЕТЯН.